Сибирские огни, 1975, №1

рельеф местности хотя и был не прост, но все же полегче, нежели в суровом северном краю. Транссибирская магистраль пошла по более южным районам, оставив таежному коридору, расположенному на триста-четыреста километров севернее, дожидаться сво­ ей судьбы. М ежду тем уже в 1904 году о северном поясе снова заговорили в России. Фран­ цузский инженер Лойк де Лобель предлагал построить на средства американского син­ диката Сибирь-Аляскинскую железную дорогу: от станции Кане к северной оконечно­ сти Байкала и дальше к Тихому океану. От этой главной магистрали предусматривалось ответвление через Чукотку и Берингоморский тоннель к Аляске, на стык с железными дорогами СШ А . Русское правительство отказалось от услуг иностранных компаний. Изыскания на северной трассе затеяли и сибирские золотопромышленники. Им хо­ телось соединить с Транссибирской железной дорогой Ленские золотые прииски. Они финансировали поисковые работы и даже добились для этих целей государственных ссуд. Работы приостановила первая мировая война. При Советской власти началось планомерное изучение всей трассы Байкало-Амур­ ской магистрали. С 1932 года отряды изыскателей уходили в тайгу, ведя под уздцы навьюченных ло­ шадей. Местные жители помогали им пробираться сквозь густые заросли стланика, та­ щить бечевой лодки по горным речкам или отталкиваться на шестах, но не каждый пе­ реход заканчивался благополучно, и тогда изыскатели, сняв шапки, хоронили своих дру­ зей. А те, кто выходил на рубеж, смотрели топографические условия, рельеф местно­ сти, геологическое строение района, определяли возможные направления трассы. На западном участке рассматривался вариант дороги от Тайшета через Усть-Кут на Ки- ренск. В этих работах участвовал инженер Александр Кошурников, сын старого строи­ теля железных дорог. Здесь раньше многих других трасс на изысканиях применяли авиацию. Кошурников потом прокладывал трассы многих дорог на востоке страны. В 1942 го­ ду, во время изысканий будущей Южно-Сибирской магистрали, он погиб на берегу горного Кызыра, оставив потрясающий дневник, который вел до последнего часа. «Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну»... Эти строки написаны были в отрогах Восточных Саян, не на трассе Байкало- Амурской магистрали, но вряд ли точнее передашь драматизм обстоятельств, с ко­ торыми сталкивались и те, кто год за годом разведывал основное направление БАМа ' В 30-е годы на трассе и в прилегающих районах работала комплексная Байкало- Амурская экспедиция, руководимая академиком В. Л. Комаровым. Объединившись в восемь полевых отрядов, ученые разбрелись по тайге, плыли по рекам на лодках и на катерах, иногда по месяцу ожидая подъема воды, и все-таки достигли самых глухих мест и несколько лет подряд изучали геологическое строение территории. Они выявили новые месторождения полезных ископаемых, обнаружили опасные наледи и бугры пу­ чения, стали составлять первые мерзлотные карты. Это давалось им нелегко: привыч­ ные методики изыскательских работ, проверенные в равнинных условиях, тут не подхо­ дили, требовалось на ходу вырабатывать новую стратегию поисков, отвечающую осо­ бенностям Восточной Сибири. И если мы теперь кое-что знаем о зоне влияния новой железной дороги, представляем ее экономический потенциал, природные условия, возможные стихийные бедствия, то и этим познанием мы во многом обязаны совет­ ским ученым, которые в годы первых пятилеток уже не страшились грандиозности за­ дач. В ту пору, мне рассказывали, было модно называть родившихся на трассе дево­ чек звонким именем — Бама... В 1939 году у изыскателей были сотни теодолитов, механические и ручные буровые комплекты, несколько аэрофотокамер. В их распоряжение предоставили 133 автомоби­ ля, 28 тракторов и вездеходов, 28 катеров, 1500 лошадей, несколько сотен оленей, 200 радиостанций. И самолеты — целых 26 самолетов, в том числе три тяжелых двухмотор­ ных! Началось сооружение баз на путях следования, местах перевалки грузов, на месте будущей трассы. Начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали был выбран Тай- 1 Дневник А. Кошурникова был опубликован в «Сибирских огнях» (№ 1, 1946) и лег в основу повести А. Коптелова «Навстречу жизни» (Ред.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2