Сибирские огни, 1975, №1
рельеф местности хотя и был не прост, но все же полегче, нежели в суровом северном краю. Транссибирская магистраль пошла по более южным районам, оставив таежному коридору, расположенному на триста-четыреста километров севернее, дожидаться сво ей судьбы. М ежду тем уже в 1904 году о северном поясе снова заговорили в России. Фран цузский инженер Лойк де Лобель предлагал построить на средства американского син диката Сибирь-Аляскинскую железную дорогу: от станции Кане к северной оконечно сти Байкала и дальше к Тихому океану. От этой главной магистрали предусматривалось ответвление через Чукотку и Берингоморский тоннель к Аляске, на стык с железными дорогами СШ А . Русское правительство отказалось от услуг иностранных компаний. Изыскания на северной трассе затеяли и сибирские золотопромышленники. Им хо телось соединить с Транссибирской железной дорогой Ленские золотые прииски. Они финансировали поисковые работы и даже добились для этих целей государственных ссуд. Работы приостановила первая мировая война. При Советской власти началось планомерное изучение всей трассы Байкало-Амур ской магистрали. С 1932 года отряды изыскателей уходили в тайгу, ведя под уздцы навьюченных ло шадей. Местные жители помогали им пробираться сквозь густые заросли стланика, та щить бечевой лодки по горным речкам или отталкиваться на шестах, но не каждый пе реход заканчивался благополучно, и тогда изыскатели, сняв шапки, хоронили своих дру зей. А те, кто выходил на рубеж, смотрели топографические условия, рельеф местно сти, геологическое строение района, определяли возможные направления трассы. На западном участке рассматривался вариант дороги от Тайшета через Усть-Кут на Ки- ренск. В этих работах участвовал инженер Александр Кошурников, сын старого строи теля железных дорог. Здесь раньше многих других трасс на изысканиях применяли авиацию. Кошурников потом прокладывал трассы многих дорог на востоке страны. В 1942 го ду, во время изысканий будущей Южно-Сибирской магистрали, он погиб на берегу горного Кызыра, оставив потрясающий дневник, который вел до последнего часа. «Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну»... Эти строки написаны были в отрогах Восточных Саян, не на трассе Байкало- Амурской магистрали, но вряд ли точнее передашь драматизм обстоятельств, с ко торыми сталкивались и те, кто год за годом разведывал основное направление БАМа ' В 30-е годы на трассе и в прилегающих районах работала комплексная Байкало- Амурская экспедиция, руководимая академиком В. Л. Комаровым. Объединившись в восемь полевых отрядов, ученые разбрелись по тайге, плыли по рекам на лодках и на катерах, иногда по месяцу ожидая подъема воды, и все-таки достигли самых глухих мест и несколько лет подряд изучали геологическое строение территории. Они выявили новые месторождения полезных ископаемых, обнаружили опасные наледи и бугры пу чения, стали составлять первые мерзлотные карты. Это давалось им нелегко: привыч ные методики изыскательских работ, проверенные в равнинных условиях, тут не подхо дили, требовалось на ходу вырабатывать новую стратегию поисков, отвечающую осо бенностям Восточной Сибири. И если мы теперь кое-что знаем о зоне влияния новой железной дороги, представляем ее экономический потенциал, природные условия, возможные стихийные бедствия, то и этим познанием мы во многом обязаны совет ским ученым, которые в годы первых пятилеток уже не страшились грандиозности за дач. В ту пору, мне рассказывали, было модно называть родившихся на трассе дево чек звонким именем — Бама... В 1939 году у изыскателей были сотни теодолитов, механические и ручные буровые комплекты, несколько аэрофотокамер. В их распоряжение предоставили 133 автомоби ля, 28 тракторов и вездеходов, 28 катеров, 1500 лошадей, несколько сотен оленей, 200 радиостанций. И самолеты — целых 26 самолетов, в том числе три тяжелых двухмотор ных! Началось сооружение баз на путях следования, местах перевалки грузов, на месте будущей трассы. Начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали был выбран Тай- 1 Дневник А. Кошурникова был опубликован в «Сибирских огнях» (№ 1, 1946) и лег в основу повести А. Коптелова «Навстречу жизни» (Ред.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2