Сибирские огни, 1974, №12
очерке. Его песенно-образную струю мож но почувствовать и в стихах о Павлодаре, написанных уж е зрелым Васильевым. Ав тор показывает, что родство этих поэтов имеет прочные и глубокие корни и идет от народно-поэтического творчества. Вообще, проблем е фольклорных тради ций уделяется в книге П. Выходцева доста точное внимание, что помогает выявить эстетическую и нравственную природу поэ зии Васильева. И это делается на прим ере анализа его лучших произведений («Стихи в честь Натальи», «Каменотес» и др.). Прослеживая идейно-эстетическую эво люцию писателя, критик показывает, как расш ирялись «социальные и исторические горизонты» его поэзии, как обогащ алось и углублялось е е идейно-эстетическое с о д ер жание. Мысль, что Павел Васильев — «один из самых современных поэтов своей эпо хи», аргументируется и подтверждается конкретным анализом. Говоря об интонационном м ногообразии и обр азн ом богатстве лирики Васильева, критик отмечает и недостатки: в частности, заданность и рационалистичность некото рых его произведений, посвященных тем е социалистического строительства. Интерес ным и содерж ательны м представляется и сопоставление в идейно-тематическом пла не некоторых произведений Васильева и Маяковского, хотя они и носят несколько ограниченный и локальный характер. Анализ поэм Павла Васильева критик ве дет в полемике с некоторыми соврем енны ми исследователями, утверждающими, что эпос поэта не вливался «в поток советской литературы 30-х годов», а такж е пытающи мися объяснить обращ ение поэта к истори ческой тематике как ж елание рассчитаться с прошлым. П. Выходцев доказывает, что такое понимание эпической поэзии Павла Васильева суж ает и обедняет значение его творчества. Критик утверждает, что глав ной темой всего Васильевского эпоса яв ляется тем а револю ции и судеб народа. Создание исторических и историко-рево люционных поэм («Песни о гибели казачье го войска», «Соляного бунта» и др.) связы вается со стрем лени ем осмыслить и этап- но проследить путь казачества в р еволю цию со всеми его трагическими поворота ми и извивами. Утверждая, что в основе идейно-художественной концепции поэм Васильева на революционную тематику л е жит мысль — показать «борьбу белых с красными, а не красных с белыми», критик, несомненно, близок к истине. Отнош ение автора к отдельным произве дениям , так ж е, как и к поэзии Павла Ва сильева в целом, лишено идеализации, хо тя и далеко не беспристрастно: оно про никнуто лю бовью и уваж ением к больш о му русскому поэту. Пафос утверждения эс тетической ценности и общ ественной значи мости творчества Павла Васильева состав ляет одно из достоинств интересной и со держ ательной книги П. Выходцева. Книга Е. Беленького «Павел Васильев» издана в серии «Литературные портреты» Западно-Сибирским книжным издательст вом. Однако в ж анровом отношении она, пожалуй, представляет нечто ср едн ее м еж ду творческим портретом и критико-био графическим очерком. О традно отметить, что, несмотря на не которую жанровую аморфность, книга Е. Беленького является серьезным и объек тивным исследованием, которое вносит неч то новое в изучение творчества Павла Ва сильева. Как характерную особенность ра боты можно отметить углубленный и кон кретный анализ темы Сибири в творчестве поэта. Автор прослеживает жизненные и творческие связи Павла Васильева с сибир ским краем : с его историей и соврем енно стью, с его природой и людьми, с его куль турой и литературой. Так ж е, как и П. Вы ходцев, Е. Беленький осмысливает тему Сибири в поэзии Васильева как тему Совет ской России, тему патриотическую. Книга Е. Беленького отличается большей полемичностью, чем работа Ал. Михайлова. Автор критикует отношение А. Коваленко- ва, М. Синельникова, А. М акарова к твор честву Павла Васильева. Прослеживая эволюцию художника, Е. Беленький отвергает мнение вульгарно социологической критики о враждебности Васильева Советской власти, о том, что «из его стихотворений смотрит лицо классово го врага». Ранний период творчества Павла Васильева он справедливо понимает как «борьбу за право быть самим собой, за право по-своему быть поэтом революцион ной эпохи». Несколько спорной, на наш взгляд, пред ставляется трактовка критиком проблемы традиций в творчестве Васильева. Не без оснований оспаривая мысль С. Залыгина, что «опытом своих современников Василь ев пренебрегал», Е. Беленький преувеличи вает влияние на поэта таких художников, как И. Сельвинский и Э. Багрицкий. Говоря о противоречивости творчества Павла Васильева, критик пытается искать противоречия «в мещанских корнях соци альной психологии поэта». Подобные суж дения, разум еется, требую т серьезных д о казательств, а их у автора почти нет. Ограниченный объем и специфика жан ра литературного портрета не позволили автору широко и глубоко осмыслить эпи ческую поэзию Павла Васильева. Анализ поэм краток и лаконичен, но интересен и сам остоятелен. Так, под новым углом зр е ния рассматривается «Песня о гибели каза чьего войска». Е. Беленький справедливо критикует позицию Ал. Михайлова, который стремится примирить противоположные точки зрения. Книги Ал. Михайлова, П. Выходцева и Е. Беленького вносят ценный вклад в изуче ние поэзии Павла Васильева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2