Сибирские огни, 1974, №12

ной бунт». А нализ этого п ро и звед ен и я со­ ставляет с о д е р ж а н и е одной из глав книги Ал. Михайлова. П р о и зв ед ен и е осмы сливает­ ся а вто р ом ш ироко и глубоко, исследуется в еди н стве ф о р м ы и содерж ания. Хорошо раск ры в ается интернациональный пафос поэмы , показы ваю тся «ф лам андская» щ ед­ рость и полнота красок. На п р и м ер е анали­ за «С оляного бунта» критик приходит к мы­ сли: «Со всей очевидностью выяснилось, что В аси л ь ев— крупный эпический поэт и что ем у п о д силу ш ирокие эпические полот­ на». О д н ако трудн о согласиться с суж де­ нием Ал. Михайлова, что на эту поэму ока­ зали влияние «ж анровы е картины стихов Б агрицкого». Поэму «Соляной бунт» Ал. Михайлов рассм атри вает как кульминацию в развитии Васильевского эпоса. При ан ал и зе поэм «Кулаки», «Синицын и К°» критик утверж дает, что поэт «хотел мы слить в поэзии масш табами истории... хотел выйти на п ростор широких об о бщ е­ ний», но зд ес ь ж е справедливо отмечается рационалистичность поздних эпических по­ лотен Васильева. И нтересны е и в ер н ы е мысли высказаны о поздней лирике Павла Васильева («Ана­ стасия», «Стихи в честь Натальи», «Камено­ тес» и др.). Подчеркиваю тся ее высокий граж данский паф ос, гуманистическое со­ держ ан и е, глубина и сила чувств и переж и­ ваний, отм ечается зр ел ость худож ествен­ ного м астерства. Поэтическая песня Павла Васильева о б о ­ рвалась на полуслове, на взлете его твор­ чества. Ал. Михайлов, как бы подводя итог творчества поэта, д ел ает вполне справед­ ливый вы вод: «Поэтическое письмо Василь­ ева начинало склады ваться в оригинальней­ ший синтез классической гармонии и на­ родн о-поэтической свободы , пластики и мысли, густой материальной образности и лирической страсти. Это был уж е Васильев­ ский стиль». К сож алению , в книге Ал. Михайлова не затронут вопрос об отношении Павла Ва­ сильева к социалистическому реализму. Книга П. Выходцева «Павел Васильев. О ч ерк жизни и творчества» вышла в изда­ тельстве «Советская Россия» в серии «Пи­ сатели Советской России». Небольшая по объем у, как и все произведения этой серии, книга П. Выходцева приближается к жан­ ру литературного портрета — видимо, она и возникла из творческого портрета, опу­ бликованного на страницах журнала «Мо­ лодая гвардия» (1970, № 2), и, конечно же, не охватывает всех сторон и проблем слож ­ ного и противоречивого творчества поэта. Этим и объясняется ее сжатость и ф рагм ен­ тарность, а местами, пожалуй, некоторая беглость и обзорность. И все ж е эта работа является ценным исследованием поэзии Павла Васильева. Основной тезис, из кото­ рого исходил автор: «Без учета твоРч®ст®* П. Васильева мы сейчас не м ож ем веоно понять и ощутить силу и богатство русскои советской литературы». Это и о п Р е* * ™ п идейную направленность книги, ее пафос и нравственно-эстетическую основу. Ж изненная и творческая су д ьб е.П а вл а Васильева сложилась трудно и драматично. Полностью реабилитированный юридически, поэт, к сож алению , д о сих пор остается «частично реабилитированным » а наш ем литературоведении от несправедливы х на­ падок и обвинений критиков 30-х годов. Можно и нужно спорить о сложности и противоречивости творчества Павла Ва­ сильева, о достоинствах и недостатках его произведений, но вряд ли стоит отлучать его от социалистического реализма* как ещ е и ныне пытаются делать некоторы е критики, ухитряясь не зам ечать, что святая святых души и с ер д ц а поэта — это чувство новой народной России, котором у порой, казалось, было тесно на страницах его сти­ хотворений и поэм,— так оно было о гр о м ­ но. Именно поэтому уместна и п р авом ерн а полемическая заостренность книги П. Вы­ ходцева, этим такж е оправды вается некото­ рая ее декларативность. Вполне органичной я такого р о д а работе воспринимается и первая глава, названная «Судьба поэта». П рослеж ивая жизненный и творческий путь Павле Васильева, критик выявляет обстоятельства объективного и субъективного характере, способствовав­ шие ф орм ированию поэта. Он довольно убедительно показывает, что Павел Василь­ ев складывался и развивался как поэт но­ вой, советской эпохи. О собую роль в его творческом становлении сыграли ж изнь и работа в Сибири, сотрудничество в ж урна­ ле «Сибирские огни». «Сибирь стала не только жизненной, но и творческой колы ­ белью Васильева»,— пишет автор. Однако, в отличив от некоторых критиков, склонных усматривать в лице Павла Васильева только сибирского поэта, П. Выходцев вмдит в нем большого национального писателя, в твор­ честве которого тем а Сибири осмыслива­ лась и худож ественно воплощ алась как те­ ма Советской России. Он рисует его как человека «вулканической энергии и необык­ новенно щ едрого, неиссякаем ого талан­ та». О собо е место в книге заним ает полем и­ ка с критиками, объявлявшими Павла Ва­ сильева певцом «всего ж естокого, тем но­ го», видевшими в нем «кулацкого поэте». Позиция П. Выходцева в этом вопросе близка взглядам, высказанным К. Зелин­ ским, С. Залыгиным, Д. Романенко и други­ ми, правильно почувствовавшими и поняв­ шими социальную и эстетическую основу творчества поэта. Автор утверждает, что Павел Васильев никогда не отступал от р е ­ волюционно-гуманистических принципов, а имевшие место ошибки и противоречия связаны с его творческим методом . Свою концепцию исследователь аргу­ ментирует и подтверждает анализом лири­ ческой и эпической поэзии Павла Василье­ ва, чему и посвящены две другие главы книги. Критик характеризует его поэзию как «лирику страстного отношения к ж из­ ни: лирику восторга и гнева, открытой лю б­ ви и нескрываемой ненависти». Вполне пра­ вом ерно и сближ ение в эстетическом и нравственном планах поэзии Павла Василье­ ва и С ергея Есенина. Пожалуй, есенинское влияние было даж е несколько глубже и продолжительней, чем это представлено в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2