Сибирские огни, 1974, №12
сибиряки» (1956— 1959), составил и проком ментировал книги М. Ошарова «Набран ное» (1958), «Тяжелое счастье» (1964), Ис. Гольдберга «Поэма о фарфоровой чаш ке» (1965), М. Кравкова «Ассирийская ру копись» (1970), Ф. Березовского «П од звон кандальный» (1971), ряда других забытых или полузабытых писателей. Яновский;— со ставитель книги «Рассказы о Сибири», из данной на английском языке («Прогресс», 1972). Он выступил инициатором издания «Литературное наследство Сибири». Три. то ма этого сборника уже пришли к читателю. Наряду с монографическими работами о Вс. Иванове, Вяч. Шишкове, В. Зазубрине, Л. Сейфуллияой, А. Коптело,ве, А. Топоро ве, К. Урмаяове, И. Черневе, С. Кожевни кове, Л. Иванове, С. Залыгине, А. Ивано ве, В. Астафьеве, В. Сапожником, Дм. На- гишкине, В. Потанине Яновский написал обстоятельные статьи о литераторах Сиби ри, творчество которых было забыто. В чис ле этих писателей Ст. Исаков, Арс. Жиля- ков, Ис. Гольдберг, А. Новоселов, М. Крав- ков, Мих. Ошаров; Яновский приложил не мало усилий, чтобы произведения этих авто ров стали доступны читателю. Есть осно вания полагать, что Яновский держит пер венство среди критиков по числу созданных и,м монографий — их тридцать! Когда в «Сибирских огнях», «Вопросах литературы», «Новом мире», «Нашем совре меннике», в других журналах и газетах по является очередная .работа Яновского —*• будь то развернутое выступление или крат кая рецензия на новую книгу,— можно быть уверенным, что там будет точный идейно- художественный анализ, опирающийся на мастерство критика, его вкус, его эрудицию, его пафос-исследователя литературы. .Впрочем, перечень сделанного Яновским будет неполным, если не сказать, что он в периодике Москвы, Ленинграда, Сибири, Урала и Дальнего. Востока опубликовал бо лее ста статей я рецензий, что им написано свыше 80 заметок о творчестве писателей Сибири для «краткой литературной энцик лопедии». В о всем, что делает Николай Николаевич Яновский, ощущается его темперамент пи- сателя-граждаийна, его убежденность в том, что «критик, как и всякий художник, выступает выразителем своего времени, он равноправный участник литературной, а следовательно, я общественной борьбы», его готовность к напряженной и плодотворной работе на благо советской литературы. В этом он видит, применяя его ж е выраже ние, «смысл своей жизни, свое счастье кри тика». Этого счастья и крепкого здоровья желают ему многие читатели его страстных, содержательных статей и книг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2