Сибирские огни, 1974, №12
тельности: областними деятельно участвова ли в сибирских газетах, журналах, альма нахах и сборниках; в этих же изданиях ак тивно участвовали 'пол<итичес.кие ссыльные — от петрашевцев до большевиков. «Эта периодика и воспитала целую когорту си бирских писателей, которые все чаще и ча ще стали выступать с самобытными произ ведениями, в том числе и за пределами Си бири». А эти писатели 'немало сделали для подъема общественного движения в стране. Так возникает концепция областничества как явления сложного, неоднозначного, про шедшего значительную эволюцию и нуж дающегося в конкретном анализе. Но. как ни важны эти положения, вы двигаемые Яновским, на первом плапе у не го всегда тема, красной нитью проходящая через большинство его статей и моногра фий,— тема революции и человека. . В произведениях не только тех писателей, которые, как Ф. Березовский, Ис. Гольд берг. так или иначе участвовал'» в револю ционном движении, критик видит приметы приближающейся бури. Эти приметы есть и на страницах книг, написанных теми, кто стоял в стороне от непосредственной поли тической борьбы. Более того, признаки на двигающейся революции Яновский находит и у писателей, впоследствии оказавшихся по другую сторону баррикад,— например, у А. Новоселова, который, будучи художни ком, не мог не отразить «острейших примет времени: кричащих социальных неравенств в русском обществе, трагического положе ния переселенцев в Сибирь, ужасающего полнейшего бесправия казахов и других, как тогда выражались, инородцев, их не щадной эксплуатации, приводящей в конеч ном счете к оскудению и вымиранию наро да, небывалой запущенности ® просвещении общества, бедственного состояния деревен ской интеллигенции, разложения общества капиталистическими порядками — духом на живы, стяжательства, индивидуализма». Эти вопиющие противоречия зафиксирова ны даже художниками, чье мировоззрение было далеко не прогрессивным; объективно их творчество стало свидетельством назре- ваюшего взрыва, его неизбежности. Тем более очевидны характерные для предреволюционной эпохи стороны действи тельности, запечатленные .художниками, стоящими на марксистских позициях. Пока зательно, что монографическая статья о Ф. Березовском завершается словами писа теля о том, что было главным .в его жизни и творчестве: «Считаю себя простым сол датом революции». Критик показывает, что вся литературная работа Ф Березовского давала ему право на эти весомые слова. Монографии о Вс. Иванове, Вл. Зазубри не, Ис. Гольдберге, Л. Сейфуллиной, С. З а лыгине стали по сути своей работами о раз личных сторонах революции, нашедших от ражение в произведениях этих писателей. «Что было самым характерным для луч ших произведений первых лет Советской власти, изображавших гражданскую вой ну?»—спрашивает Яновский в статье «Жизнь и творчество В. Зазубрина» и отвечает: «Прежде всего изображение народной мас сы как решающей силы в ходе революции, стремление запечатлеть коренной перелом в ее сознании, показать трудный процесс ее идейно-политического роста. Отсюда при стальное внимание к народу, чувствам, мыс лям, поступкам разных людей во всей их непосредственности, отсюда тяготение к мо нументальным формам эпоса, .к изображ е нию целого и .всеобщего, а, не только част ного и индивидуального, отсюда поиски та ких жанров и таких средств выразительно сти, которые соответствовали бы грандиоз ности и новизне, значительности идей». Делая это важное 'обобщающее -наблюде ние, Яновский далек от нивелировки писа телей, он выделяет характерное для творче ской индивидуальности, каждого художни ка. Так, «прекрасны мужики в произве дениях Вс. Иванова. Безусловная правда была в том, что в массе своей пошли оди в Сибири за Советами, за 'большевиками. Раз буженные революцией, они усваивали ее гуманистический 'Интернациональный харак тер с подкупающей и обезоруживающей легкостью и непосредственностью. Наивны и чисты в своих порывах ивановские мужи ки, и в то ж е время в подавляющем боль шинстве своем они колоритно дремучи, кар тинно экзотичны» (курсив мой — Ю. М.). Залыгина же в романе «Соленая Падь» ни в коей мере не интересует экзотика борьбы крестьян за свою свободу, его постоянно волнует ее смысл (курсив автора). «Кровавый колчаковский режим,— про должает Яновский,— трагедия народа. Ужа сы, которые с документальной точностью рисует В. Зазубрин, продиктованы злобо дневной публицистической задачей его, ро мана («Два мира» — Ю. М.). У С. Залыги на нет и не могло быть такой задачи. На таком .расстоянии, как пятьдесят лет Со ветской власти, он обязан разглядеть все и точнее, и глубже, осмыслить и общее, и частное, в котором это общее отражается нередко с большей обнаженностью». Так, сопоставляя различных художников, Яновский выделяет главное в творчестве каждого из них. Сознательное и стихийное участие кре стьянства в революции, революция и интел лигенция, революция и личность — все эти аспекты рассматривает Яновский, обра щаясь к «Двум мирам» и «Бледной правде» В. Зазубрина, повестям и романам Ф. Бере зовского, «Партизанским повестям» Вс. Ива нова и роману С. Залыгина «Соленая Падь». Размышления об этих и других произве дениях писателей-сибиряков выливаются в утверждение высокого смысла революции, несмотря на противоречивость отдельных ее сторон, мучительность и сложность многих процессов, ею порожденных. Примечательно, что, анализируя., сложный и далеко не безошибочный рассказ В. З а зубрина «Бледная правда», Яновский враз рез с другими трактовками подчеркивает, что главный герой произведения коммунист Аверьянов «гибнет не бессмысленно, вслед ствие несовместимости интересов личности и коллектива, а в борьбе со своим старым классовым врагом, в борьбе за свои комму-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2