Сибирские огни, 1974, №12
социологические факты — убедительный ап- гумент в раздумьях о литературном процес се, о типических его чертах. И тут же сле дует вывод, имеющий прямое отношение к критериям оценки произведений подобного плана. «Текущей деревенской прозе недо стает добротного аналитического изобра жения того, что сегодня происходит в де ревне. Пора одних эмоциональных вспле сков по поводу изо дня в день пустеющей деревни прошла... Некоторые произведения деревенской прозы как бы пробуксовыва ют на месте, ничем не обогащая нас и не развивая ее лучшие традиции». Это высказывание в статье «Красота зем ли и красота человека», в которой идет речь о творчестве Виктора Потанина, продолжа ет одно из очень дорогих Яновскому поло- жении, высказанное Нм еще в книге «С ве- ком наравне»: «Писатель, изучающий жизнь в ее реальных проявлениях... обязан рань ше других замечать эти противоречия об ращать на них внимание общества, помо гать быстрее преодолевать их» Воссоздавая движение нашей литерату- ры во всем многообразии и всей сложности его форм, критик неутомимо разыскивает новые факты, не боясь, что эти факты__ острые, порой противоречивые — «сотрут» четкость выводов, «помешают» обобщени ям. Яновский бесстрашен в поисках и ос мыслении фактов, в их трактовке, потому что глубоко уверен: объективный анализ неизбежно подтвердит историческую право ту народа, пришедшего к победе Великого Октября и торящего пути в коммунистиче ское будущее. В своей статье «Истоки», посвященной сибирскому периоду творчест ва Вяч. Шишкова, Яновский полемизирует с теми, кто, перепевая старое, твердит о Шишкове-«народнике», но народнике «не эсеровского толка», а скорее эпохи хож де ния в народ, о близости Шишкова к обла стникам. Эту концепцию, кочевавшую из статьи в статью, оспаривает Яновский. «Ко нечно,—пишет он,—хотелось бы выпрямить жизненный и творческий путь Г. Н. Потани на и Вяч. Шишкова или, скажем, М. М. Пришвина и А. Н. Толстого, хотелось бы, чтоб Потанин не сочинял и не подписывал антибольшевистские документы, а Шишков и Пришвин не участвовали в эсеровских га зетах, А. Н. Толстой не выступал в белоэми грантской прессе, но сие, как говорится, от нас не зависит. Это неопровержимые факты нашей истории, которые лучше понять и объяснить, чем делать вид, что их не суще ствовало, или того хуже, придавать им ре шающее значение в определении смысла жизни и творчества видных литераторов». И далее Яновский с фактами в руках дока зывает, что творчество настоящего худож ника неизменно шире его политических и социальных взглядов, что Вяч. Шишков вы ступал в предреволюционные годы «как за щитник коренных интересов русского тру дового народа». Это — лишь один из мно гих примеров того, как критик убежденно отстаивает позицию марксистского литера туроведения — не бояться фактов, а верно их объяснять! Полемический характер статей Яновского очевиден. Но полемика эта — не по пустя кам, она служит поискам истины, олровер- гает расхожие, но неверные положения, ошибочные-представления. В той ж е статье «Истоки» автор цитирует такое высказыва ние В. Чалмаева в книге «Вячеслав Шиш ков»: «Русская провинция в дореволюцион ные годы нередко жила идеями, которые уже «износились» морально в Петербурге н Москве. Она какбы «дожевывала» их, тво рила из этих идей свою часто эклектическую идеологию. И Сибирь ко времени появления в,печати первых рассказов Вяч. Шишкова (1912— 1914) не была в этом смысле исклю чением». Н. Яновский пишет: «Никто не спорит: столица — аккумулятор всего лучшего и пе редового, и роль ее в жизни страны огром на, но писать так о 150 миллионах, жив ших, как известно, не в столице, это значит •— вольно или невольно умалить роль на рода в ходе истории или пренебрежительно к нему относиться. Я не знаю, какую «эклек тическую» идеологию творили передовые люди Сибири — рабочие, крестьяне, интел лигенция,—-когда они пытались в 1905 году вместе со всеми свергнуть ненавистный им царизм. Но я точно знаю, что именно за это их беспощадно расстреливали карате ли... Я не знаю, какие идеи «дожевывал» рабочий класс все той ж е Сибири, когда брался за такое оружие борьбы, как заба стовка и стачка, в 1912— 1914 годах, но я хо рошо знаю, что трагические события на Л е не потрясли всю Россию и послужили сиг налом к новым и новым выступлениям трудящихся всей страны против самодержа вия. Что же касается идей, которые в Си бири морально «износились», то о них в таком аргументированном издании, как «История Сибири», сказано: «К 1905— 1906 гг. идейная роль областничества и на родничества отходит на второй план, ве дущей становится идеология революционно го пролетариата, нашедшая наиболее яркое воплощение в социал-демократическом дви жении». Здесь — и убедительные доказательства, и едкий сарказм, и утверждение ведущей ро ли революционного пролетариата в годы, предшествующие Октябрю. В этом же русле поисков истины среди нагромождения противоречивых фактов на сложных .исторических путях находятся раз мышления Яновского о роли сибирского областничества, которое любители упрощен ных выводов расценивают, как нечто «до нельзя примитивное, напичканное, по увере нию В. Чалмаева в той же книге, «оскол ками» и «обрывками» разных реакционней ших идей». И далее Яновский сопоставляет факты: да. в 1917— 1920 годах в лагере контрреволюции находилась немалая часть поздних областников, но ведь д о возникно вения марксистских организаций в Сибири областничество было «самым крупным и влиятельным общественным движением, деятели которого внесли значительный вклад как в ф °РмиРованИ€ общественного сознания сибиряков, так и в развитие науки и культуры края». И критик показывает, на сколько сложнее картина была в действи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2