Сибирские огни, 1974, №12
174 Ю- мостков своего народа, снова оказался таким же животрепещущим и актуальным, каким он был почти тридцать лет назад!» Придерживаясь этой же позиции исто ризма в статье «Афанасий Коптелов», Н. Яновский отмечает, что «самое характер ное в творческом облике писателя-сибиряка А. Коптелова — это его активное, действен ное отношение к жизни, к текущим событи ям, к людям, создающим новое, к интере сам советского народа». А. Коптелов, под черкивает критик, «не написал, пожалуй, и строчки, которая не была бы вызвана на сущными потребностями времени». И как один из главных факторов оценки творчест ва писателя («художественное качество его произведений на самом деле неравноценно») Н. Яновский выдвигает важное положение — в книгах А. Коптелова «отразились мно гие существенные стороны нашей жизни от двадцатых годов и по сей день... хотим мы этого или нет, но для того, чтобы глубже и точнее понять, ярче и непосредственнее представить все то, что происходило в Си бири за последние тридцать лет (статья опубликована в 1962 году — Ю. М.), мы невольно должны обратиться к произведе ниям А. Коптелова». Характерная деталь — в монографии «Ли дия Сейфуллина» (Москва, 1972, «Художе ственная литература») Яновский сочувст венно цитирует статью «Против литератур ного бандитизма» Ларисы Рейснер, высту пившей в защиту произведений Л. Сейфул- линой от несправедливых нападок критики: «Мы слишком современники своей эпохи, чтобы понимать, какую ценность для буду щего имеют эти книги, выросшие из рево люции, ее очевидцы, неподкупные свидете ли ее страданий, героизма, грязи, нищеты и величия!» Подобные примеры легко умножить, по тому что в каждой своей работе Н. Янов ский неизменно следует принципам исто ризма в оценке любого произведения. Эта черта по-своему отразилась и в названиях многих книг Яновского: «Художник и вре мя», «С веком наравне», «Голоса времени», «История и современность»,—в каждом названии ощущается неостановимый ход времени, чутко воспринимаемый критиком, умеющим видеть место произведения в ли тературном процессе, вписать его в кон текст эпохи. Книги Яновского являются либо моно графиями, либо объединяют монографиче ские статьи и очерки на литературные те мы. И все ж е будет справедливым сказать, что все, написанное Н. Яновским,—это, по сути, главы истории русской и советской литературы Сибири, потому что он неизмен но прослеживает взаимосвязь, преемствен ность поколений писателей-сибиряков. Не случайно в работах Яновского лите ратуроведческий анализ всегда «привязан» к общественной жизни, и каждое произве дение рассматривается не изолированно, не «само по себе», а в связи с другими, соз данными различными авторами в тот же период. Вглядываясь в первые шаги Вяч. Шишко ва на литературном поприще, перечитывая его описание изуверского погрома, учинен ного черносотенцами в Томске осенью 1905 года, критик не преминет отметить, что про тест молодого писателя слился с протестом всех честных людей России: в это же вре мя Иван Тачалов в поэме «Егорка» обла чает черносотенных погромщиков в Барнау ле; Ф. Березовский пишет рассказ «Стре лочник Гранкин», главный герои которого прокламирует непримиримость интересов рабочих и хозяев; участник революционных событий в Иркутске Ис. Гольдберг в рас сказах и публицистических статьях говорит о невыносимом положении рабочих З а байкалья. Далее исследователь напоминает выступления других литераторов того вре мени, и мы видим, что протест Вяч. Шиш кова был не случайным, а закономерным, обусловленным1 обстоятельствами общест венной жизни Сибири и всей страны Почему в Сибири не прижилось декадент ство, почему четыре книги стихов Игоря Северянина были здесь восприняты как «четыре позы литературного уродства», а заумные эксперименты А. Крученых были прямо названы «издевательской галимать ей»? Потому, отвечает критик, что писате ли Сибири Ф. Березовский, Ис. Гольдберг, В. Бахметьев, С. Исаков, а вместе с ними и Вяч. Шишков и ряд других литераторов видели своими глазами страдания народа. И, напомнив описания нищеты и горя, сде ланные литераторами Сибири, очевидцами народных мук, критик восклицает: «До уп ражнений ли типа Северянина и Крученых после таких-то картин!» Почему одним из героев повести «Тайга» Вяч. Шишков сделал Андрея, молодого, еще идейно не сформировавшегося полити ческого ссыльного, в то время, как писатель не раз встречал закаленных, опытных бор цов против самодержавия? Потому, отве чает Яновский, что «Россия, пережившая позорную русско-японскую войну, револю цию 1905 года, реакцию с ее неисчислимыми жертвами, Россия, испытывавшая тройной гнет — дворянства, русского и иностранно го капитала, гнет социальный и националь ный, уже выдвинула тысячи таких честных, чистых и порывистых Андреев». Это сопряжение фактов социального пла на с анализом идейно-художественной сто роны произведения плодотворно и при разговоре о творчестве наших современни ков. Так, размышляя о теме ухода кресть ян из деревни в город, широко освещенной многими писателями-«деревенщиками», и в том числе В. Потаниным, В. Лихоносо вым, критик вдруг переходит на сухой, ка залось бы, язык экономических исследова ний: «...в стране произошло колоссальное перераспределение человеческих ресурсов в силу исторически необходимого курса на социалистическую индустриализацию. Если к концу гражданской войны сельского на селения было почти 85 процентов, то в 1970 году его стало только 44». Автор напомина ет о важности этого процесса, об изменени ях в быте и психологии, которые он повлек за собой, о вытекающей из этого необходи мости полной индустриализации сельского хозяйства,—и становится очевидным, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2