Сибирские огни, 1974, №12
Так в рецензию^ входит пафос утвержде ния, ибо Яновский видит созидательное на чало жизни и хочет, чтобы читатель вместе с ним достойно оценил это; отсюда — лирн- чески-приподнятая интонация, подкреплен ная концовкой статьи: «Я, кажется, увлек- ся... И не мог не увлечься, так как повесть В. Кожевникова очень органична, наполне на тем воодушевлением, тем пафосом сози дания, которым живет вся наша страна. У этой взволнованной и волнующей книги мо- гут быть и ярые противники, только равно душных к ней быть не может». Не приведет ли такая методология к оши бочной оценке? Ведь налицо увлеченность пафосом произведения и, как будто, изве стное пренебрежение к его художественно му уровню. На этот риторический вопрос следует от ветить так: ошибка была бы возможной, если бы не весьма существенная особен ность в позиции рецензента. Суть ее в том, что Яновский рассматривает литературных героев, всесторонне учитывая социально психологические обстоятельства, сопутству ющие каждому персонажу. В статье «Художник и время», о романе A. Иванова «Повитель», критик затрагивает и другие произведения советских писателей. «Кто такой, например, Крамов из романа B. Каверина «Поиски и надежды»? — спра шивает Яновский. — Вся его, на первый взгляд, содержательная, общественно-по лезная жизнь, — рассказывает В. Каверин, — была в сущности жизнью разбойника на большой дороге». Какова ж е природа этого разбойника,— продолжает Яновский, — кого он представ ляет в нашем обществе? На эти законные вопросы роман В. Каверина не дает ответа, больше того, появление на свет крамовых объявляется загадкой... Главный герой ро мана доктор Василькова, заметив на Кра- мове «тень смерти», обобщает: «...с холод ным изумлением смотрю я на этого челове ка, полумертвого... и все еще упорно цепля ющегося за свое разбойничье право, кото рое было дано ему неведомо когда и неве домо кем». Н. Яновский, подводя итог сказанному, начисто отвергает право писателя на подоб ное изображение: «Итак, «загадочно» и «не ведомо», кто такой Крамов, из чьих рук получил он право лгать, доносить, убивать? Русская реалистическая литература никогда не строила исследование пороков челове ческой натуры на столь шатких основаниях. Иудушка Головлев свое разбойничье право уничтожать и калечить людей получил не из рук неведомого существа. Скупой ры царь, барон Филипп — не птица феникс, возрождающаяся из пепла. М. Салтыков- Щедрин и А. Пушкин, рисуя своих героев, с предельной ясностью раскрывают их со циальную природу. По замыслу автора, Крамов — ультра современный герой, а по существу он обык новенный злодей какой-нибудь старон-пре- старой мелодрамы, неизвестно, как появив шийся и еще более таинственно исчезнув ший. Грацианский из романа Л Леонова «Русский лес» не менее страшная фигура, чем Крамов. Однако Л . Леонов ннкого им не пугает. В романе дан психологический и социально верный процесс превращения ум ненького сынка профессора духовной акаде мии в законченного подлеца и предателя. Грацианский не пугает нас. потому что мы точно знаем не только его страшную силу, но и его слабость, знаем его природу». Вывод очень категоричен, но убедителен, аргументация критика основана на опыте русской классической и советской литера туры. Не случайно в этой же статье, высо ко оценивая роман Г. Николаевой «Битва в пути», Яновский доказывает, что объяс нение писательницы, откуда берутся валь- ганы (если «Вальган дышит одним дыхани ем с коллективом и живет под его тысяче глазым и ежечасным контролем, упырь чах нет, скрючивается, заползает в тайные глу бины, теряет силы. Но вот человек почувст вовал себя не среди людей, а вне их оздо ровляющего дыхания, вне тысячеглазого контроля, и упырь обретает силу, тянет щупальца, изменяя лицо и улыбку, движе ния и повадки, образ жизни и образ мыш ления»), — такое объяснение «ровным сче том ничего не объясняет... И хотя такая болезнь, как вальгановщина, указана, кор ни ее вскрыты автором романа без необхо димой всесторонности и глубины». Так в методологию критика входит тре бование обязательного анализа конкретных общественных и социальных условий, вы зывавших к жизни тот или иной тип. Отсю да идут и выводы критика о том, насколько современно то или иное произведение. Кажется парадоксальным, что Яновский называет глубоко современными произведе ния, отражающие давно ушедшие времена, — «Клим Самгин» М. Горького, вторая часть шолоховского романа «Поднятая це лина», повесть П. Нилина «Жестокость». И называет не только современными, но и зло бодневными. Вместе с тем, он называет про изведения, трактующие события недавних дней, — но содержание их таково, что взволновать они никого не могли и устаре ли, едва успев появиться. Логика рассуж дений очевидна, и критик справедливо ре зюмирует: «Современность — душа литера туры,—положение абсолютно верное, но его нельзя понимать примитивно». Так Янов ский показывает и современность романа «Повитель», посвященного давним годам. Историзм в подходе к литературным яв лениям позволяет увидеть каждое произ ведение в контексте эпохи, проследить при чины, обусловившие его появление на свет, проанализировать, что нового внесло оно в художественное освоение действительности, какие коррективы ввело в его оценку быст ротекущее время. «Первая часть «Поднятой целины, — пишет Яновский. — появилась в тот момент, когда роман был просто не обходим, как самый действенный агитатор за новую колхозную жизнь советской д е ревни». Но вот, спустя долгие годы, появи лась вторая часть романа. «И странное де ло, этот, по види-мости, теперь далекий ис торический для многих жизненный матери ал в руках взыскательного художника, все цело и постоянно живущего интересами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2