Сибирские огни, 1974, №12
И повесть, и рассказы сборника словно бы наглядно демонстрируют (в сравнении с первым его произведением) трансформацию и творческого потенциала писателя, и его миросозерцания, и литературных навыков. Если в «исповедальном» «йкусе хлеба» пси хологическая мотивировка поступков героев несла в себе элементы «.моделирования», то в новых произведениях все пропущено че рез авторское сопереживание, всюду чув ствуется стремление показать густоту жиз ни «всамделишной»; иную обрели окраску и изобразительные средства писателя: язык значительно обогатился точным и вырази тельным словом, слог повествования стал более непринужденным, раскованным. Писатель словно бы медленно, но неиз бежно утрачивал ощущение «направленче- ской» зависимости; его уже не смущало, в «интеллектуально-исповедальном» или ином разрезе истолкуется то или иное произ ведение— мысль ориентировалась на есте ственность и достоверность поступков, на психологическую убедительность харак теров. Судьба героев повести «Смородинный чай»— это в едь тоже исповедь, но испо ведь, наполненная плотью жизни суровых военных дней. Трудное детство выпало на долю Витьки, Кито, Шурика, Донн и других ребятишек из деревни Черемховка, хотя война и не достала «живым огнем» заураль ские края. Но вечное недоедание, тяжелый труд (мальчишки заменяли мужское насе ление деревни) мало что имели общего с порой незабываемого детского восторга пе ред жизнью. И, читая страницы повести, мы понимаем, какого напряжения стоили авто ру такие правдиво-страшные слова о своих миленьких тружениках: «...в их равнодуш ных и усталых шагах, в хлапе воды под но гами, скрипе корзин, грудном кашле, глу хом стуке ведерок было что-то тяжелое и страшное». Но и в ту труднейшую пору дети сумели сохранить непосредственность поэтического восприятия мири и — самое главное — полу чили большую нравственную закалку, кото рая явится надежной опорой для их буду щего; они рано познали ценность и силу труда, а вместе с ним — ощущение своего раннего возмужания. Недаром герой повести восьмилетний Витька с полным правом ведет такой раз говор ео старшим односельчанином: «— Я уже большой. — Откуда взял? — А хлеб сам зарабатываю,— с гор достью сказал Витька. — Прав ты, однако, парничок,— оогла,сил ен Макар Блин». А взять взрослое население Черемховки. Учительница Ефросинья Петровна, от кото рой отвернулись все односельчане за то, что в ее доме поселили раненого немца (он был антифашистом, но,для измученных вой ною людей немец и фашист — синонимы) разве ее судьба может оставить читателя равнодушным? Или конюх Аж арпов— вели кий труженик и человеколюб, оба сына ко торого погибли на фронте? Характер Ажар- нова выписан с большой любовью, с чув ством почти телвного преклонения перед мудрой человечностью старика. Многие страницы повести «Смородинный чай» — это печально-правдивые картины по следнего военного года и первых после военных месяцев. Финал повести трагичен (Ефросинья Петровна получает извещение, что ее «муж геройски пал в боях за Родину с японскими захватчиками»). Д а, мы пони маем, что жизнь для Витьки (сына Ефро синьи Петро'вны) уготовила серьезные испы тания, но верим: парнишка выдержит, вы растет хорошим человеком — и надежной опорой тому крепкая «закваска» нелегкого детства. И повесть, и рассказы последнего сбор ника А. Уеолыцева несут следы автобиогра фической исотоведальности, по уже совсем иного оттенка, чем, скажем, повесть «Вкус хлеба». Не умозрительные рассуждения о смысле бытия, не иронико-скептическое от ношение к людям, а правдивые картины жизненных сдвигов и трепетное уважение к судьбе каждого человека — такова эволю ция творческой (позиции Альберта Усольце- ва, писателя, лучшие книги которого, не сомненно, еще впереди. В отличие от А. Уеолыцева, Н. Верещагин не испытал «исповедального» увлечения со временной прозы. Его повести «Сезонники» и «Развод» исполнены в традиционно-реали стической манере, обе они автобиографичны в своей основе. В повести «Сезонники» рас сказывается о бригаде строителей-сеэонни- ков, работающих в колхозном карьере. В центре внимания автора.— люди с изломан ной судьбой, «халтурщики», основная цель которых — «зашибить деньгу». (Надо заме тить, что Н. Верещагин вообще ведет иссле дование психологии своих героев в несколько необычной манере: он показывает не ста новление личности человека, а скорее раз ложение ее. Если в «Сезонниках» основной акцент «аиравлен на фактическую сторону поведения героев, а выяснение истоков их падения только проглядывается, то в «Раз воде» дана попытка серьезного исследова ния судьбы человека, почти оказавшегося за бортом общества). Очень странное впечатление производят, на. первый взгляд, персонажи «Сезонников»: бригадир — из бывших заключенных, другие члены бригады тоже «диковатые». Особенно тяжелое чувство вызывает бригадир Семен: его ненасытная тяга к .«длинному рублю», безжалостное отношение к другим членам бригады (в том числе и к собственному сы ну), его сумасбродство, пьянство и драки вызывают в «ас чувство естественного воз мущения. Но .где-то мы, словно бы под спудно, улавливаем, что при всей безала берности в Семене живет чувство собствен ного достоинства, Недаром один из членов бригады говорит сыну Семена, что его отец — «справедливый мужик». Для сына (от его лица ведется повествование) эти слова были на первых порах «общими сло вами», «трепологией», но все-таки заронили в его душу маленькую веру, что отца мож но судить и понимать по человеческим за конам. И зорче вглядываясь в отца и дру гих «сезонников», сын несколько пересмат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2