Сибирские огни, 1974, №12
руководитель. Образом Вадима Колосова писатель поставил очень важную проблему наших дней — проблему нравственного по ведения «штатского командира». И всем ходом ’повествования И. Корнилов утверж дает: быть настоящим вожаком немыслимо без чувства сопричастности к своим подчи ненным. Однако я должен заметить, что в повести «Одно только лето» есть пока все го лишь попытка к раскрытию социально общественных проблем нашего села. Когда пытаешься охватить повесть в целом, то невольно ловишь себя на мысли, что жизнь деревни и ее обитателей, куда приехал ра ботать Вадим, изображена словно бы ско рописью. Больше же внимания уделено ка мерной стороне повествования, описанию сердечной неудовлетворенности солдатских вдов, которые, при всех попытках автора изобразить их полнокровнее, выписаны не сколько сентиментально. Корниловские герои нетерпимы к компро миссам. В поисках сокровенного смысла жизни они основываются прежде всего на своем опыте, служащем им точкой опоры в деятельности. Жизненный же опыт самого писателя— тоже надежная точка опоры в его будущей литературной работе. I I I Многие из молодых прозаиков, заявив ших о себе в последние годы, живут на «периферии». В связи с этим хотелось бы обратить внимание на такой примечатель ный, на мой взгляд, фактор: «провинциалы» быстрее «столичных» литераторов самоопре деляются в выборе и освоении собственной темы. Этим я вовсе не хочу противопостав лять их друг другу (кстати, из разбирае мых выше беллетристов двое — А. Скалой и Р. Ребан — ныне примыкают к «столич ным»); но предполагаю, что тут опять-таки «повинна» биографическая сторона, то есть биографизм «провинциалов» находится в более тесном контакте с живой действи тельностью (больше простора для исследо вания жизни). Более того: мне кажется, что те прозаики, которые нынче живут в столи цах, зачастую обращаются к материалу, изученному ими в период «провинциализ ма». Разумеется, из этого замечания (а оно, понимаю, очень спорное) совсем не следует призыв к столичны^ литераторам уезжать на периферию... Среди многочисленных героев современ ной молодой литературы наиболее убеди тельными, жизненно полнокровными явля ются люди труда. Не те мальчики, что за полняли страницы молодежной прозы нача ла 60-х годов (умевшие много разговари вать о значении трудового воспитания, но фактически не умевшие по-серьезному ра ботать), а подлинные труженики земли. Причем люди эти, влюбленные в свою рабо ту, умеют не только «вкалывать», но и глу боко чувствовать ритм времени; им свой ственно вдумчивое и напряженное ощуще ние результатов своей деятельности. Уважением и любовью к таким тружени кам проникнуты лучшие произведения мо лодых современных прозаиков, чьи творче ские дебюты накрепко связаны 'тож е с пе риферией и, в частности, с Сибирью (Гарий Немченко, Валентин Распутин, Юрий Сбит- нев, Геннадий Машкин, Александр Шеду- дяков и др.). Воспевание облагораживающей силы тру да одухотворенного, труда по призванию — в центре внимания повестей и рассказов Юрия Сбитнева. Произведения писателя носят ярко выра женную личностную окраску, поэтому они — лиричны по самой сути. Ю. Сбитнев при держивается хорошей традиции в русской литературе: писать о том, что хорошо про чувствовано, осмыслено, выстрадано. «Своя земля и в горсти мила» — так на звал писатель одну из повестей. Если под ходить к этому произведению с «ученым» литературоведческим анализом, то можно рассуждать о композиционной незавершен ности, эклектичности повести и пр. Можно даж е говорить, что сбитневские новеллы совсем не оставляют ощущения единства в своей сюжетной компоновке. Но беру на себя смелость утверждать, что новеллистические зарисовки писателя о жизни села Пешня — единое, законченное произведение, а все герои сбитневских но велл при их «случайных» зарисовках несут в себе очень много того, чем живут два главных персонажа повести — Филя-водя- ной и Лукьян Калиныч. Может быть, я и не прав, выделив Филю в главные герои повести «Своя земля и в горсти мила». Просто мне показалось, что образ Фили великолепно удался Ю. Сбитне- ву потому, что в нем есть много авторских «пристрастий», а точнее — в нем корень понимания народного характера. ...Почти безалаберный образ жизни у Фи ли: обязанность паромщика он исполняет худо, не по расписанию, с пассажирами па рома, коим он управляет, грубит и т. д. Но давайте поглубже заглянем «вовнутрь» Фи- лийого характера. Вспомним его состояние, когда он узнает о браконьерах, и его, пря мо скажем, героический поединок с ними! Что заставило «водяного» вступить в еди ноборство с браконьерами? Надо полагать, что не только осознание своей «пятнадцати летней службы при реке». В Филе заложен тот «гордый дух граж данства», то понимание святости в соблю дении законов своего общества, которое об рели люди в совершенно новых условиях жизни, в наших социалистических услови ях. Эти же качества присущи и другим ге роям новелл: председателю колхоза Петру Кузьмичу, Марье Степановне и особенно «воспоминателю» при музее художника Л у кьяну Калинычу Куликову. Жизнь Лукьяна Калиныча — этЪ история сельского труженика за многие десятилетия нашего времени. Любовь к земле, мудрое понимание трепетных порывов ее составля ют для Калиныча смысл жизни. Но силою обстоятельств он оказывается оторванным от своей земли и вынужден заниматься приятным, но нелюбимым делом в музее: «Я при музее навроде как воспоминателем работаю. Конечно, у меня гут большой ин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2