Сибирские огни, 1974, №12
ет участия в строительстве интерната, так как покидает бригаду еще в начале повест вования (не поладил с новым’бригадиром). Печально сложилась у Серпуна жизнь: по рвав с коллективом, он уходит от жены, потом уезжает в деревню, но и там не мо жет обрести себя. Иван мечется в поисках «счастья и покоя», а в это время его быв шие друзья — бригадир Захваскин и другие — под влиянием нового здорового ядра бригады (Хоменчук, Владимир Чубарев) становятся полноправными членами коллек тива, борющегося за звание коммунистиче ского. Здесь, правда, писатель не всегда убедителен. Уж слишком легок и скор этот процесс, а образы положительных героев выписаны весьма схематично. Старый ком мунист Хоменчук, возглавивший бригаду после Захваскина, изображен прямолинейно (хороший организатор, умен, но излишне строг и придирчив). Не совсем удался, по жалуй, в повести и образ главного героя — Владимира Чубарева: с самого начала ав тор рисует Владимира очень уж цельным, уверенным в себе, но недостаточно мотиви рует это психологически. И в авторитет, ко торым он пользуется, не очень веришь, ибо сердечного человеческого общения со свои ми коллегами у Чубарева почти нет. А вот образ Ивана, повторяю, получился живым, обаятельным, достоверным. «Непу тевая» судьба Ивана, временно сбившегося с пути, но сумевшего все-таки найти в себе силы вернуться в свой город, к семье, по- настоящему волнует. При всех отдельных недостатках, повесть «Дом для вас», думается, заслуживает вни мания как интересная попытка разобраться средствами художественного слова в акту альных вопросах наших дней — в диалекти ке коммунистического отношения к труду, новым формам взаимоотношений в рабочем коллективе на современном этапе. У Ь. 1он- чарова — своя тема, питательная среда ко торой — биография, поэтому лучшие его произведения, действительно, «добротно за битые гвозди», как охарактеризовал их в предисловии к книге Л. Жариков В отличие от «горожанина» Е. Гончарова, саратовский прозаик Иван Корнилов пишет в основном о деревне. И это тоже п° ня™ ’ ибо большая часть жизни (детство, юность, работа бригадиром, агрономом) связана у писателя с селом. Книги И. Корнилова «Чайки кричайки» (1969) и «В бесконечном ожидании» (1972) свидетеяьству , лос писателя крепнет, обрета у Р ность. В статье «Три точки на карте» («Мо лодая гвардия», 1972, № 5) критик * Ко четков верно определяет многие особен сти роста И. Корнилова на пути к ca” Oon ределению. Мне ж е хочется отметить онять- таки влияние «биографического ф НаСоТбытияУ,То-которых р а сск а зы в а ет ^К о р нилов, не таят в себе ничего исключитель ного. Будничная каждодневная жизнь с ее неизбежными неурядицами уС0" а-®зведений. жетную основу корниловских няталкиваёт Но эта неброская обыденность наталкивает па серьезные раздумья и, я бы даже сказа помогает нам чувствовать ее напряженный пульс. Все рассказанное Корниловым глу боко жизненно. В рассказе «Шурка» И. Корнилов гово рит о своей особенности восприятия: «При знаюсь сразу: есть у меня плохая и неис правимая, видно, привычка, а может, сла бость характера — сомневаться, пережи вать заранее события». Действительно, в каждом рассказе И. Корнилова как-то сразу проявляется та кое авторское сомнение, но эта «плохая привычка» и составляет как раз своеобра зие писательского мироощущения, когда об уже известном он умеет сказать свежо, по-своему. Правда, не всегда И. Корнилов убедите лен в психологической мотивировке поступ ков своих героев (в рассказе «Чайки-кри- чайкн» характер браконьера Дудаша пред ставляется несколько «смоделированным»), но там, где писатель обращается к лично выстраданному, пережитому, к нему прихо дит удача. Такие рассказы, как «На этом свете», «Лидия Романовна», «Тридцать две куколки», «Третий сын» и другие, говорят о том, что И. Корнилов верно чувствует сердцевину характера сельского тру женика... Личный опыт работы на селе, видимо, дал писателю и материал для повести «Од но только лето». Это произведение примеча тельно тем, что автор предпринимает в нем попытку разобраться в социально-нравст венных позициях героев, проследить рост их общественного самосознания. Перед главным героем повести — моло дым агрономом Вадимом — встает неизбеж ный для каждого человека вопрос: на что он способен в жизни? «Да, порий все твои обязанности сводились лишь к одному: по слушно и честно выполнять то,, что нужно было другим, что нравилось или было не обходимо им. А что ты умеешь сам? Уме ешь ли?» — такие мысли преследуют Вади ма перед вступлением на самостоятельную трудовую дорогу. Много еще в нем маль чишества, несерьезности (во время беседы с директором совхоза перед назначением на работу Вадим бравирует своим неумени ем командовать и считает это своей заслу гой: «...погоны, как совесть, без помарок»). Однако жизнь нуждается в командирах — это Вадим понял и почувствовал, когда столкнулся с ней «лоб в лоб», получив на значение бригадиром в совхозную бригаду. Но прежде чем командовать, необходимо завоевать авторитет, уважение у подчинен ных. Выходцу из крестьянской семьи, Ва диму в какой-то мере заново пришлось ос мысливать жизнь деревни. Если колхозный кузнец Егор сразу почувствовал в Вадиме труженика, то, например, тракторист Жень ка Рубакин, для которого нет различия ме жду трудом и рвачеством, встретил нового бригадира весьма недоброжелательно. Да и с главной силой бригады— солдатскими вдовами — бригадир не сразу нашел общий язык. Но Вадим сумел найти главный ключ в своей работе — ключ к сердцам подчинен ных, и это служит надежной гарантией, что из молодого агронома вырастет умелый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2