Сибирские огни, 1974, №12

...Новосибирский прозаик Анатолий Чер­ ноусой .работал слесарем-сборщиком, инже- пером-консгруктором, пионервожатым, пре­ подавателем техникума и института. Сам он в автобиографической справке пишет: «Считал и считаю, что преподавательская, воспитательская, вообще педагогическая де­ ятельность— одно из самых увлекательных и интересных занятий на земле». В повести А. Черноусова «Экипажи го­ товить надо» рассказывается о событиях, имевших место в одном из пионерских ла­ герей. Перед нами проходит вереница очень разных людей: тут и большая группа пио­ неров, тут и те из воспитателей, для кото­ рых работа с детьми — призвание, и те, кто выезжает в летние пионерские 'лагеря толь­ ко с одной целыо — привольно отдохнуть. Характеры многих персонажей повести за­ поминаются, ибо выписаны они резко, ярко инд ивидуализированы. Наверное, все, кто прочтет повесть А. Черноусова, надолго запомнят и беском­ промиссную, .гордую Люсю Пинигину, и ум­ ного, энергичного Юру Ширяева, и безо­ бидного фантазера, враля Борю Анохина, и многих других ребятишек из отряда, куда был направлен пионервожатым молодой ра­ бочий Иван Кувшинников— главный герой повести. Собственно, вокруг Ивана Кувшин- никова и разгорается весь «сыр-бор» происходящих в повести событий. Ничего, конечно, выдающегося в этих событиях нет — обычная жизнь пионерского лагеря: ве­ селая, неугомонная, но порой и до зевоты скучная. Последнюю-то и решил навсегда исключить Иван, причем не с помощью все­ возможных развлекательных игр, а путем приобщения ребят к преодолению трудно­ стей. Отсюда — поиски новых форм работы с детьми, организация трудных, но поучи­ тельных походов, способствующих выработ­ ке у ребят навыков самостоятельности, со­ образительности, чувства коллективизма. Ничего особенного в мероприятиях, про­ водимых Кувшшшиковым, кажется, нет, однако все его начинания встречаются сна­ чала с недоверием, а затем вызывают ж гу­ чую неприязнь у тех, кто абсолютно равно­ душен к судьбам школьников, но волею об­ стоятельств возглавляет воспитательную работу в лагере. Не могут принять и понять искренность и взволнованнбсть начинаний Ивана не только директор лагеря Князев —■ ограниченный и равнодушный чиновник, но даж е умный, проницательный, но эгоистич­ ный старший пионервожатый Юрий Павло­ вич, опытный преподаватель Анна Петров­ на й другие. Всем им казалось, что поиски новых форм работы с ребятами, которые предппинимает Кувшинников, могут подо­ рвать только их авторитет, а практической пользы не- дадут (тем более, что никакого опыта воспитательской работы у Ивана ые было). ■ Исполняя свои обязанности чисто меха­ нически, люди эти не верят, что воспитание детей требует призвания и несомненного дарования — качеств, которыми сполна на­ делен Кувшинников. И он, почувствовав в себе ибтинное призвание воспитателя, повсе­ дневными делами доказывает это. Проходит определенное время, и многие в лагере начинают понимать и принимать эксперименты Кувшинникова не как дезор- ганизационное баловство, а как подлинное новаторство. Первыми — пионеры, а следом и их руководители осознают, что Иван — прирожденный педагог. И пускай в финале формальную победу одерживает не Кув­ шинников, а его антипод Князев — весь на­ строй в лагере свидетельствует о бесспор­ ной победе Ивана, его принципов, которые вынесены из собственного нелегкого трудо­ вого детства. Эти принципы выстраданы и автором по­ вести, потому-то он и заявляет о них с убежденностью человека, знающего цену подлинным препятствиям. И, наверное, по­ этому повесть у А. Черноусова получилась крепко слаженной, взволнованной, так как в ней нет ничего придуманного; она убеж ­ дает всерьез и еще раз подтверждает нашу мысль, что личная биография для литера­ тора — надежная опора... Автор книги «Как забивают гвозди» — рабочий, плотник, живет в г. Горловке на Украине. Наверное, эта рабочая «закваска» v продиктовала Егору Гончарову выбор те­ мы и героев (они по преимуществу строи­ тели); она ж е помогает ему говорить о лю­ дях труда с уверенным знанием их жизни. Книга Е. Гончарова привлекает стремлени­ ем автора серьезно осмыслить напряжен­ ную жизнь современного рабочего человека, его сложный духовный мир, его социально­ общественное место в наши дни. В небольшом рассказе «Цвет восходяще­ го солнца», повествуя об одном дне старого столяра Зорина, писатель поставил важную нравственную проблему бережного и чут­ кого. отношения к человеку, одухотворенно­ му трудом. Д ед Зорин — большой мастер столярного дела. Последнее его творение — книжный шкаф — при жизни столяра так и не успело получить оценку окружающих. Соседи, кроме мальчика Павлушки, сослав­ шись на занятость, отказались посмотреть работу деда... И кто знает, может быть, черствость людей ускорила смерть старика? Ведь авторская ремарка: «Люди с печаль­ ными и какими-то виноватыми лицами стоя­ ли над столяром» — при кажущейся декла­ рационное™ не лишена психологической точности... Е. Гончаров умеет показать человека за работой. Плотники Цыган и Мишка Сакро- нов («Как забивают гвозди»), пилорамщик Борисов («Поют пилы») и многие другие герои — мастера своего дела. Они нахо­ дят в труде истинное наслаждение, потому что относятся к работе с подлинной любовью. Живо и красочно рисуя своих героев, Е. Гончаров психологически верно говорит об их душевной сокровенности. Они серьез­ но думают о жизни, страдают и радуются, любят и ненавидят, знают силу дружбы и горечь одиночества. Особенно остро испы­ тал эту горечь Иван Серпун — герой повести «Дом для вас». В ней рассказывается о строительстве интерната, о бригаде строите­ лей. Иван Серпун — далеко не главный пер­ сонаж. Он, вообще-то, почти и не принима-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2