Сибирские огни, 1974, №12
...Новосибирский прозаик Анатолий Чер ноусой .работал слесарем-сборщиком, инже- пером-консгруктором, пионервожатым, пре подавателем техникума и института. Сам он в автобиографической справке пишет: «Считал и считаю, что преподавательская, воспитательская, вообще педагогическая де ятельность— одно из самых увлекательных и интересных занятий на земле». В повести А. Черноусова «Экипажи го товить надо» рассказывается о событиях, имевших место в одном из пионерских ла герей. Перед нами проходит вереница очень разных людей: тут и большая группа пио неров, тут и те из воспитателей, для кото рых работа с детьми — призвание, и те, кто выезжает в летние пионерские 'лагеря толь ко с одной целыо — привольно отдохнуть. Характеры многих персонажей повести за поминаются, ибо выписаны они резко, ярко инд ивидуализированы. Наверное, все, кто прочтет повесть А. Черноусова, надолго запомнят и беском промиссную, .гордую Люсю Пинигину, и ум ного, энергичного Юру Ширяева, и безо бидного фантазера, враля Борю Анохина, и многих других ребятишек из отряда, куда был направлен пионервожатым молодой ра бочий Иван Кувшинников— главный герой повести. Собственно, вокруг Ивана Кувшин- никова и разгорается весь «сыр-бор» происходящих в повести событий. Ничего, конечно, выдающегося в этих событиях нет — обычная жизнь пионерского лагеря: ве селая, неугомонная, но порой и до зевоты скучная. Последнюю-то и решил навсегда исключить Иван, причем не с помощью все возможных развлекательных игр, а путем приобщения ребят к преодолению трудно стей. Отсюда — поиски новых форм работы с детьми, организация трудных, но поучи тельных походов, способствующих выработ ке у ребят навыков самостоятельности, со образительности, чувства коллективизма. Ничего особенного в мероприятиях, про водимых Кувшшшиковым, кажется, нет, однако все его начинания встречаются сна чала с недоверием, а затем вызывают ж гу чую неприязнь у тех, кто абсолютно равно душен к судьбам школьников, но волею об стоятельств возглавляет воспитательную работу в лагере. Не могут принять и понять искренность и взволнованнбсть начинаний Ивана не только директор лагеря Князев —■ ограниченный и равнодушный чиновник, но даж е умный, проницательный, но эгоистич ный старший пионервожатый Юрий Павло вич, опытный преподаватель Анна Петров на й другие. Всем им казалось, что поиски новых форм работы с ребятами, которые предппинимает Кувшинников, могут подо рвать только их авторитет, а практической пользы не- дадут (тем более, что никакого опыта воспитательской работы у Ивана ые было). ■ Исполняя свои обязанности чисто меха нически, люди эти не верят, что воспитание детей требует призвания и несомненного дарования — качеств, которыми сполна на делен Кувшинников. И он, почувствовав в себе ибтинное призвание воспитателя, повсе дневными делами доказывает это. Проходит определенное время, и многие в лагере начинают понимать и принимать эксперименты Кувшинникова не как дезор- ганизационное баловство, а как подлинное новаторство. Первыми — пионеры, а следом и их руководители осознают, что Иван — прирожденный педагог. И пускай в финале формальную победу одерживает не Кув шинников, а его антипод Князев — весь на строй в лагере свидетельствует о бесспор ной победе Ивана, его принципов, которые вынесены из собственного нелегкого трудо вого детства. Эти принципы выстраданы и автором по вести, потому-то он и заявляет о них с убежденностью человека, знающего цену подлинным препятствиям. И, наверное, по этому повесть у А. Черноусова получилась крепко слаженной, взволнованной, так как в ней нет ничего придуманного; она убеж дает всерьез и еще раз подтверждает нашу мысль, что личная биография для литера тора — надежная опора... Автор книги «Как забивают гвозди» — рабочий, плотник, живет в г. Горловке на Украине. Наверное, эта рабочая «закваска» v продиктовала Егору Гончарову выбор те мы и героев (они по преимуществу строи тели); она ж е помогает ему говорить о лю дях труда с уверенным знанием их жизни. Книга Е. Гончарова привлекает стремлени ем автора серьезно осмыслить напряжен ную жизнь современного рабочего человека, его сложный духовный мир, его социально общественное место в наши дни. В небольшом рассказе «Цвет восходяще го солнца», повествуя об одном дне старого столяра Зорина, писатель поставил важную нравственную проблему бережного и чут кого. отношения к человеку, одухотворенно му трудом. Д ед Зорин — большой мастер столярного дела. Последнее его творение — книжный шкаф — при жизни столяра так и не успело получить оценку окружающих. Соседи, кроме мальчика Павлушки, сослав шись на занятость, отказались посмотреть работу деда... И кто знает, может быть, черствость людей ускорила смерть старика? Ведь авторская ремарка: «Люди с печаль ными и какими-то виноватыми лицами стоя ли над столяром» — при кажущейся декла рационное™ не лишена психологической точности... Е. Гончаров умеет показать человека за работой. Плотники Цыган и Мишка Сакро- нов («Как забивают гвозди»), пилорамщик Борисов («Поют пилы») и многие другие герои — мастера своего дела. Они нахо дят в труде истинное наслаждение, потому что относятся к работе с подлинной любовью. Живо и красочно рисуя своих героев, Е. Гончаров психологически верно говорит об их душевной сокровенности. Они серьез но думают о жизни, страдают и радуются, любят и ненавидят, знают силу дружбы и горечь одиночества. Особенно остро испы тал эту горечь Иван Серпун — герой повести «Дом для вас». В ней рассказывается о строительстве интерната, о бригаде строите лей. Иван Серпун — далеко не главный пер сонаж. Он, вообще-то, почти и не принима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2