Сибирские огни, 1974, №12
дистски истязает колхозного быка (колхоз ники попросили у Холодова, приехавшего на отдых в деревню, ружье, чтобы пристре лить взбесившегося быка, но Холодов с го товностью изъявил желание самолично рас правиться с животным). Откуда такое ледяное безразличие к ж из ни? Становятся Холодовыми или рожда ются? Писатель считает, что становятся, и под тверждает свою концепцию на примере Ар- кани — главного героя повести «Живые деньги». Вынося строгий приговор своему герою, человеку в общем-то неглупому, но с подленькой душой, жестокому (тут Ар каня— родной брат Холодову) и потому страшному, А. Скалой заставляет нас уг лубленнее всматриваться в человека, подме чать за внешней благопристойностью нутро заразное, гнилое. Ведь Арканя — не из «самых худших лю дей»: на заводе работает хорошо, да и во обще он человек деятельный, ловкий. Прав да, очень уж любит Арканя деньги. Этой «любви» подчинены все порывы его души, вся неуемная страсть. Во имя этой магиче ской страсти Арканя равнодушно совершает одну жестокость за другой (убивает детей разродившейся собаки Дымки, а затем, на стреляв соболей, бросает своих верных по мощников— собак — в тайге одних). По добное никогда не прощается в обществе нравственно здоровых и честных людей. И если приглядеться внимательнее к «ин теллигенту» Холодову и к «необразованно му» Аркане, то можно увидеть общий для обоих симптом болезни: гипертрофирован ный эгоцентризм, неминуемо ведущий сна чала к безразличному отношеяию к миру, к равнодушию, а затем к жестокости, к па лачеству. И тут есть над чем серьезно за думаться, ибо нравственное формирование личности не измерить анкетными данными... Есть у А. Скалона рассказы чисто жи тейско-бытового плана: в них исследуется сумятица чувств людей в обыденных, ничем не примечательных ситуациях. Так, напри мер, в рассказе «Письмо из деревни в го род» писатель знакомит нас с очень милой, но наивной Алевтиной Сысоевной, (искренне верящей, что материнское письмо помо жет «образумить» соблазнителя ее дочери. Здесь тож е много крепко схваченных на блюдений, психологической достоверности, но рассказ не поднимается над обычной констатацией факта, хотя, повторяю, напи сан он уверенно и с хорошим знанием ма териала. Но когда писатель от эмпириче ских наблюдений над жизнью переходит к аналитическому исследованию ее, к нему приходит удача несравненно большая. К та ким удачам я отношу рассказ «Матрос Ка- заркин», в котором А. Скалой испытывает своего героя на гражданскую зрелость. В рассказе писатель сделал, если можно так сказать, шаг из сферы человеческой нрав ственности вообще в сферу социально-об щественную, политическую. Матрос рыболовного судна Сг1 У1-У1 Сергей Казаркин попадает в аварию, и его отправляют на операцию в близлежащий американский порт. Американские врачи вернули Казаркпну «заново» жизнь. Каза лось бы, Казаркин навсегда должен остать ся благодарным американцам, но стропти вый матрос почему-то ироничен со своими спасителями. Что он — черствый, холодный, невежественный человек? Нет, просто Ка заркин глубоко чувствовал: лечащие его люди относились к нему равнодушно, как к неодушевленному предмету, а некоторые (медсестра Клара) даж е враждебно. Для них Казаркин—модель больного, да к том' ж е русского больного из коммунистической России,— вот отчего советский матрос и чувствовал себя в комфортабельном аме риканском городе, как в плену. Во имя сохранения в себе всего родного, советского, русского «нигилизирует» Казар кин достижения Америки, прекрасно пони мая субъективность свою, но и необходи мость ее в настоящее время. Потому-то и оживает Казаркин по-настоящему толь ко тогда, когда возвращается на родное судно. Голос Родины, ее дыхание присутствуют во всех произведениях А. Скалона, но в «Матросе Казаркине» об этом говорится с особой гордостью и взволнованностью, что придает «приключенческому» рассказу боль шой социально-общественный резонанс. ...В своем предисловия к сборнику «Крас ный бык» А. Скалой пишет: «Биография моя до обидного типична, до мелочи лите- ратурна, людей с таким, как у меня, прош лым встречаешь на каждом шагу»... Соглашаясь с авторской самооценкой в принципе, замечу: типичность биографии вовсе не тождественна ее бедности... II В начале статьи ставился вопрос о значе нии биографического фактора в творчестве молодых писателей. При разборе произведе ний А. Бэла, Р. Ребана, А. Скалона я не классифицировал их на «чисто биографи ческие» и «вымышленные». Мне кажется, что в таком разделении нет нужды, ибо. перечитав вещи названных авторов, чита тель и сам великолепно разберется в их правдивости и даже... «биографизме». Те перь же мне хотелось остановиться вот на чем: какое влияние оказывает биография писателя на выбор его сокровенной темы? Проблема эта далеко не праздная и не та кая уж абс*рактиая, как может показаться на первый взгляд. Еще раз обращаюсь «за помощью» к Андрею Платонову, писавше му: «Художество без темы, и темы обяза тельно значительной, художество без чело веческой глубины, которую истинный писа тель имеет, во-первых, в своей собственной натуре и, во-вторых, придает изображае мым характерам,— такое художество есть род наивности или мошенничества». Это слова актуальны и нынче, ибо — не будем таить греха — есть еще среди наших беллетристов (» молодых тоже) такие, для которых «хущожестео без темы» — не ред кость. Но тем отраднее, что большинство из молодых сумели найти собственную тему. Опять же — в своей биографии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2