Сибирские огни, 1974, №12
деться в них внимательнее, то мы тоже (как и у А. Бэла) обнаружим, что герои Р. Р ебан а— натуры сложные, незаурядные, исключительно серьезно задумывающиеся над смыслом жизни своей. Вот, например, учитель Алексей Алексее вич Савостин (рассказ «Савостин»), при ехавший работать в Карагуж — местечко, которое и на картах нигде не от мечено. Что заставляет этого человека через голову^ ди рекции школы и администрации районо «выбивать» у председателя колхоза лес для строительства интерната? А та ж е стран ная, с точки зрения других, «чудинка» ха р ак тер , а проще говоря — истинная чело вечность и сознание своего морального и гражданского долга. Савостин не может не «отвлекаться на бытовые допросы», как советует ему дирек тор школы., ибо он не только разумом по нимает важность строительства интерната Рри школе; он обостреннее других чувству ет вину перед ребятами за их неустроен ность, потому-то и бродит в нем неугомон ная «душевная нужда». Это хорошо поняли и секретарь райкома, а затем и работники военкомата, предоставив Савостииу отсроч ку от военной службы (поняли, что — как учитель и воспитатель — Алексей в данный момент намного нужнее, чем солдат). Или вспомним киномеханика Кирюхина («Фургон») — этого родного брата Савости- на по складу характера.. Кирюхин тоже ощущает себя ответственным за все, с чем пришлось столкнуться в жизни. Наверное, именно это ощущение и помогло выиграть «пропащее дело»: отремонтировать и воз вратить в строй разбитый, старый автофур гон, хотя Кирюхин «не так уж любил ма шины, то есть не видел в них то, что видел Цыпурский». Д аж е Цыпурский, механик выс шего класса, и то не верил, что эдакую развалюху, как заброшенный «ЗИС-5», можно наладить всерьез. Почему ж е верил в это Кирюхин — малоопытный юноша, раз бирающийся в «нутре» машины пока еще с помощью учебника Панкратова? Нет, ки номеханик, видимо, все-таки любит маши ны, причем той особенной любовью, когда она поистине «творит чудеса». Но еще боль ше любит Кирюхин жизнь, людей. Именно неуемное желание принести людям ра дость, пособить им и движет всеми его по ступками. Кирюхин и Савостин руководствуются в своих поступках прежде всего душевной совестливостью; она и помогает им «теле патировать» в общении с окружающими, угадывать и определять свое призвание в труде, избегать ординарности. В еще большей степени эти качества при сущи Вязникову — герою рассказа Р. Реба- на «К метели» («Знамя», 1972, № 4). Всего около года проработал он воспитателем в детском доме (сразу после окончания шко лы), но сумел завоевать доверие и уваж е ние ребят. Вязников «не силен как лич ность» и по своей природной мягкости и смиренности вроде бы не годится для ра боты с детьми. Он и сам-то не может по нять, «отчего тогда хулиганье из старших групп, как повадились называть трудных детдомовцев усталые педагогические дамы, почему эти трудные слушались его и глухи были к любому волевому окрику»; он не знает еще с полной уверенностью, что ро дился воспитателем — по призванию. Но мы чувствуем, что Вязников — педагог «от бога», хотя писатель нигде не говорит об этом прямо. В предельно простом по сюже ту рассказе (эпизод поездки Вязникова в город за лыжами для детдомовской детво ры) Р. Ребан сумел вылепить интересный психологический портрет современного юно ши, «обдумывающего житье». Люди, подоб ные Вязникову, нередки среди нас. Но по своей природной деликатности оии как-то остаются в тени. И писатель, обращая на ше внимание на таких «тихонь», ненавязчи во, но убедительно и точно обнаруживает «душ золотые россыпи», их влюбленность в жизнь и в свою работу. Герои большинства произведений Р. Ре- баиа — из поколения, родившегося в воен ные и послевоенные годы. Писатель доби вается в своей лирической прозе наиболее существенного: открытия душевной много мерности человека. В этом-то мне и ви дится «особинка» в творческой манере Р. Ребана. Андрей Скалой дебютировал вместе с А. Бэлом и Р. Ребаном. Первая его книга «Стрела летящая» вышла в 1969 году в из дательстве, «Молодая гвардия». В 1973 го ду в Новосибирске издан новый сборник писателя «Красный бык», куда вошли луч шие из ранних рассказов и повесть «Живые деньги», получившая широкую критическую прессу. Сильная сторона дарования молодого прозаика— острота и зоркость видения, умение подметить в самой что ни на есть будничности напряженные конфликтные си туации, когда нравственная амплитуда че ловека обнажается необыкновенно зримо. Д аж е в произведениях сугубо камерного плана (например, а рассказе «Стрела ле тящая») ощущается стремление писателя выделить в поведении героев ту «особинку», которая определяет сущность его жизнен ной программы. Эта программа (за частую еще довольно зыбкая, расплывча тая, когда речь идет о характерах, пережи вающих возрастную стадию становления) приобретает очень резкие и четкие очерта ния, когда автор исследует личность сфор мировавшуюся, поднаторевшую по части жизненного и житейского опыта. А. Скалона привлекает такое душевное состояние человека, когда сокровенные ка чества проявляются укрупненно, в ответст венные минуты жизни. Резкими, обнажаю щими мазками выписан Холодов (рассказ «Красный бык») с его озлобленной рефлек сией и равнодушием к миру. В этом завист ливом неудачнике (Холодов работает на учным сотрудником в институте) прозаик подметил интересный тип потенциального «палача». Внешне в Холодове ничего опас ного нет: грубость, цинизм в обращении с коллегами еще как-то можно объяснить (обгоняют разные «молокососы»). Но ни чем и никак нельзя оправдать ту звериную озлобленность в сцене, когда Холодов са-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2