Сибирские огни, 1974, №12
ников. Свое, выстраданное, чувство сопри- частия с рассказанными событиями прояв ляется у А. Бэла «укрупненно». И это, ве роятно, потому, что .писатель уопел за свою сравнительно короткую жизнь (А. Бэлу не многим больше 30) увидеть и познать мно гое. «Причудливые зигзаги» (так выразил ся А. Бочаров в предисловии к сборнику «Следователь») этой жизни сыграли, пожа луй, немалую роль в выборе писательской темы. Но автобиографичность бэловских рассказов и романа ничего не имеет общего с описательством «причудливых зигзагов» жизни автора. Задача художественной про зы А, Бэла — исследование духовной жиз ни, своей и окружающих, исследование-со переживание. Может быть, чрезмерная «въедливость» писателя в психологию своих героев не всегда уравновешивается на стыке автор-' ского замысла и реального исполнения. Пи сатель и сам отлично чувствует, что такого равнодействия ему еще не хватает (по край ней мере, в рассказах), искренне это пере живает и ищет пути наиболее тесного об щения с читателем. Серьезными размышлениями о жизни на полнено самое большое произведение книги А. Бэла — роман «Следователь». В романе рассказывается о трудностях творческой деятельности — на первый взгляд, эта тема далеко не нова. Но парал лельно исповеди главного героя романа — скульптора Ю.риса Ритора, в чисто профес сиональном, что ли, ключе, А. Бэл дает вто рой, «исповедальный» план в психологии своего герои: его нравственную концепцию, его понимание сущности нашей моральной и социальной жизни. Этот-то план и несет в себе весь философский заряд романа. Оба плана «исповеди» главного героя (на зовем их: творческий и социально-общест венный) не противопоставлены друг другу, а даны в крепкой спайке и подчинены, в конечном счете, стержневой проблеме взаимоотношению личности и общества в наши дни. «Чтобы понять своих близких, я должен понять самого себя. Потому что с момента рождения я подвержен воздействию тех же сил, что и они. Я подчиняюсь времени, вре мя подчиняется мне. Я подчиняюсь общест ву, общество подчиняется мне», — так фор мулирует свою связь с обществом и време нем Юрйс Ригер. И эти слова для него не пустая декларация. Но, чтобы перейти к такому пониманию своей связи с общест вом и временем, надо стать личностью. Ри тор ощущает себя личностью. Этому уве ренному ощущению предшествовала поро жистая дорога как в творческих поисках, так и в отыскании социально-нравственных «постоянных». И самое ценное, что для Ри тора «муки творчества» всегда переплета ются с напряженными раздумьями о сво ей общественной значимости. «Я хочу по нять, что за силы заставили меня сомневать ся я хочу понять, что за силы заставили меня верить», — говорит герой романа И если, скажем, для пессимиста Кризен- таля, утверждающего, что человек подобен трамваю на рельсах, т. е всегда управля 11. Сибирские огни № 12. ем кем-то, не может возникнуть вопроса о силах, заставляющих людей верить в жиз ненные идеалы, то для Юриса вера в тор жество общественного созидания служит опорным рычагом и в творческой деятель ности, и в личной жизни. Недаром Юриса тянет к старику Гулце- вицу — старому коммунисту, который не может молчать о встречающихся еще не нормальностях в нашем обществе, потому что ему «биография... как крокодил, вцепи лась в ногу». А биография Гулцевица — это живая история борьбы народа за осу ществление заветов великого Ленина. В лю дях, подобных Гулцевицу, Ритор"' и находит нравственную свою опору. Сущность этой опоры — активное вмешательство каждого отдельного человека в дела общества, по тому что «жизнь не что иное, как взаимо действие людей», и «человек не может вить веревки в одиночестве». Именно в со причастности с другими, в масштабном ос мысливании своей личности и лежит про тивоядие от духовного равнодушия и мрач ного пессимизма, которыми заражены, ска жем, отец Юриса или тот же Кризенталь (недаром отец главного героя Артур Ригер, «адвокат без души и совести», и молчали вый Кризенталь — друзья). А что лишило того же Артура Ритора «души и совести»? Прежде всего — ёго скорлупное прозябание в искусственной са моизоляции с ее пассивным нейтралитетом к происходящим событиям. Равнодушное созерцание окружающей жизни привело Ри- гера-старшего к утрате ощущения себя ча стицей своего народа, страны, а затем — как неизбежность — к потере элементар ных моральных качеств: чувства долга пе ред семьей, душевной чуткости и, самое главное, совести — этого главного «следо вателя» человека. Мне кажется, что и характеры в романе А. Бэла удались в зависимости от меры на личия в себе такого «следователя»: те, кто его имеют,— Ролис, Рудольф, Гулцевиц, Ру- кинен — показаны убедительнее, чем Артур Ригер или Кризенталь. Юрис Ритор запом нится как интересный человеческий харак тер, в нем мы узнаем нашего думающего современника, для которого стремление к единству слова и дела — жизненная про грамма. Как я уже говорил, А. Бэл — сторонник психологического письма. Но психологизм писателя условно можно назвать «интеллек туальным», когда чувственные деформации его героев строго контролируются мыслью. Несколько в ином плане исследует д у ховный мир своих современников Родион Ребан. В сборнике Р. Ребана «Шиповник на ка менном берегу» (1972) человек испытывает ся чаще всего в плане «эмоционального пси хологизма», если возможно такое определе ние. В центре внимания молодого прозаика — люди «чудные», с повышенной чувстви тельностью реагирующие на окружающий мир. Чаще всего они исполняют простую будничную работу и, на первый взгляд, ни чего примечательного не таят в себе. Но только — на первый взгляд. Если же вгля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2