Сибирские огни, 1974, №12
ром, об их «равнодушии» к «форме романа — единственной, по сути, форме литерату ры, дающей писателю возможностынирокого охвата жизненных явлений и их глубокого, всестороннего анадиза» (вспомним, что 8 . Гейдеко, наоборот, отмечал тягу моло дых к эпическому). Как видим, мнения критиков об особен ностях молодой прозы почти полярны; это говорит о том, что самое прояснение «спе цифики» такой прозы находится в стадии развития. Поэтому, солидаризируясь со многими положениями В. Гейдеко и И. Мо- тяшова, когда они касаются конкретно то го или иного молодого прозаика, я, напри мер, не могу согласиться с их категориче ской оценкой особенностей всей молодеж ной прозы. Мне думается, В. Гейдеко неправ, поло жительно решая вопрос о существовании нового направления среди молодых. Кри тик спрашивает: «Могут ли их произведе ния претендовать на то внимание, которое вызвали книги их ближайших предшествен ников?» — и отвечает на это утвердитель но. Но, пожалуй, молодые прозаики нуж даются не только в том, чтобы им было уделено не меньшее внимание, чем пред шественникам. Важнее, пожалуй, ставить вопрос иначе: вносят ли они в литературу нечто свое, неповторимое, что позволило бы говорить о них как о представителях дей ствительно нового поколения? И тут мне хочется сделать небольшой экскурс в исто рию десятилетней давности... Десять лет назад журнал «Вопросы ли тературы» познакомил нас с любопытной анкетой о творчестве молодых прозаиков, поэтов, критиков. Ответы на редакционный вопрос давали и старшие литераторы (стар шие о молодых), и сами «виновники» — о себе. Эта анкета интересна и для нынеш них дней: раздумья, которыми поделились представители разных поколений, не утра тили своей актуальности. Разговор был не напрасным, ибо большинство из тех моло дых, о ком шла речь, оправдали и доверие старших, и свои собственные обещания. Василь Быков, Евгений Евтушенко, Анд рей Вознесенский, Виль Липатов, Юрий Казаков, Василий Аксенов, Юетинас Мар- цинкявичус, Петр Проскурин, Олжас Су- лейменов и другие тогдашние молодые ста ли нынче авторитетными литераторами, име ющими не только широчайшую читатель скую аудиторию, но и большое число пос ледователей среди тех, кто дебютировал, скажем, 6—7 лет назад. Упомянутые выше литераторы уж е в то время были широко известны. Имеем ли мы нечто аналогичное в наши дни? Кто из теперешних молодых пользуется репутацией сформировавшихся писателей? Отлично понимаю, что «истори ко-арифметическое» сравнение в данном случае очень хромает, но оно непроизвольно напрашивается, когда нам толкуют об осо бом направлении молодых в дни сего дняшние. И другое. Игорь Мотяшов, разумеется, прав, когда, разбирая творчество А. Проха нова, Л Фролова, Ю. Андреева и других, говорит об их большом практическом опыте в жизни. Но критик словно бы противопо ставляет их дебютантам начала 60-х годов. Я не могу с этим согласиться хотя бы по тому, что биография «шестидесятников» то ж е не бедна практическим опытом. Скорее даж е наоборот. Если для прозаиков, выступивших 12— 14 лет назад (большинство их родилось в на чале 30-х годов), памятны суровые годы военного детства, бурные всплески общест венной жизни второй половины 50-х годов, то следующее за ними поколение «прозре вало» в относительно спокойном ритме. Эта «биографическая уравновешенность», воз можно, сказалась на том, что и количест венный состав молодых сегодня невелик. Среди нынешних тридцатилетних мало про заиков, завоевавших прочную известность у читателей. Видимо, у них идет еще внут ренний процесс накопления жизненного опы та, обретения собственной творческой концепции. Вот почему и хочется вернуться к био графическому и автобиографическому фак торам в их творчестве, которые включают в себя и «опыт практического участия в ж из ни», и поиски собственного художественно го почерка. Ибо они, заявившие о себе ин тересно и своеобразно, носители определен ной «возрастной новизны» в нынешнем лите ратурном процессе, хотя их, повторяю, и немного, все-таки есть... I В одной из своих статей 30-х годов Анд рей Платонов, оценивая роман Ф. Панферо ва «Творчество», писал: «Мы хотели бы увидеть в Панферове (и во всяком другом советском писателе) стремление к открытию нового центра внутри человека...» • Мне кажется, что среди молодых прозаи ков тяга к «открытию нового центра» в судьбах своих современников чрезвычайно ощутима. Это и понятно: внешне спокой ный ритм жизни их поколения настраивает не только показывать, но и прежде всего исследовать становление человеческой судь бы, заставляет их стать сторонниками пси хологического письма... В этом отношении, па мой взгляд, пока зательно творчество латыша Альберта Бэ ла, тесно связанное в поисковом плане с тем самым «четвертым поколением», кото рое десять лет назад отвечало на анкету «Вопросов литературы». Произведения А. Бэла несут печать «исповедальности». Но в этой «исповеди» много отличного от «ис поведальной прозы» начала 60-х годов. Сборник А. Бэла «Следователь», включа ющий в себя роман и несколько рассказов, свидетельствует о том, что писатель отлич но владеет словом, чувствует внутреннюю емкость его, умеет зрительно «материализо вать» словесную палитру. И все-таки произведения А. Бэла волну ют не только благодаря профессиональной отделке их. Главное в них — напряженное авторское вторжение в действие, стремление исследовать корни формирования социаль но-нравственных позиций героев-современ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2