Сибирские огни, 1974, №12
КРИТИКА Iff БИБЛИОГРАФИЯ Николай Кузин ЕЩЕ РАЗ О «БИОГРАФИЗМЕ» И «АВТОБИОГРАФИЗМЕ» Заметки о молодой прозе Можно привести много высказываний современных молодых беллетристов, в ко торых они в той или иной мере пытаются «исповедоваться» перед читателями, рас сказать о причинах, побудивших их взять ся за перо. Мы становимся свидетелями весьма любопытного «жанра» в молодеж ной прозе — это нечто вроде лирическом саморекомендации. За два-три последних года на страницах наших журналов и газет появилось немало статей, посвященных творчеству молодых прозаиков. Так, Валерий Гейдеко в статье «Преодоление биографии» («Москва», 1971, № 6), анализируя состояние современной прозы, выделил ее «специфические черты»: молодые прозаики, по мнению критика, «лишены профессиональной замкнутости... и не ограничивают себя только в худож е ственной литературе». Правда, критик ве дет разговор не о самых молодых, а о тех, кто родился накануне войны (В. Распутин, A. Скалой, Б. Бондаренко и др.) и кто зая вил о себе в литературе 7—8 лет назад. Не сколько странной выглядит и оговорка B. Гейдеко в начале статьи о том, кого он считает молодым, а кого не считает (Анд рей Битов — не молодой, а Валентин Рас путин — молодой, хотя оба писателя и по возрасту, и по литературному дебюту почти ровесники). Отыскивая отличия те перешних молодых от их предшественников, критик отмечает у первых такую примету, как тяготение к эпическому: «...лирическая повесть стала редка... на нет сходит назой ливый автобиографизм». Ровно через год после статьи В. Гейдеко журнал «Москва» публикует статыо Игоря Мотяшова «Серьезные люди», посвященную также молодой прозе. Анализируя дебюты И. Пташнокова, А. Генатулина, Л . Фроло ва, произведения А. Проханова, А. Скалона и других, критик еще раз пытается увидеть «лицо» молодежной прозы, правда, не столь категорично, как В. Гейдеко. Какие ж е осо бенности отмечает автор статьи «Серьезные люди»? Во-первых, в отличие от В. Гейдеко, он полагает, что «молодые авторы сегодня, словно сговорившись, демонстрируют бур ный интерес и к лирической прозе, и к ав тобиографизму, и к молодежной тематике» (этот вывод И. Мотяшова представляется справедливым). Во-вторых, критик отмечает, что молодые прозаики нынче дебютируют «тихо», но за то увереннее в сравнении с «инфантильной» литературой конца 50-х — начала 60-х го дов. К творчеству своему сегодняшние мо лодые «относятся серьезно, по-взрослому». Потому что, говорит И. Мотяшов, они не очень молодые по возрасту, ибо у боль шинства из них «солидный опыт практиче ского участия в жизни» (по сути, здесь опять возражение В. Гейдеко, отрицающе му «автобиографизм»). Третью особенность молодых И. Мотяшов видит в их более пристальном внимании к проблемам коммунистической нравственно сти, к человеку. И претензией звучит зам е чание И. Мотяшова о робости большинства молодых прозаиков перед эпическим жан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2