Сибирские огни, 1974, №12
подвожу к конторе. Ну, ничего, подучается, хоть сам себя кормлю. Живу на старой квартире. Раз прихожу в МТС узнать, когда же курсы откроются, пускай на колесные трак торы. Встречает меня товарищ из отдела кадров, спрашивает: ты не поедешь в ФЗУ, в Новосибирск? Ну, как ж е не поеду? Посылайте! А ФЗУ это, понимаете, что такое: там же кор мят, одевают и учат! Тут сразу мне командировку выписывают и дают 54 рубля, теми, старыми, деньгами, на билет. Говорят, чтоб завтра утром был в конторе. Я пришел вечером домой рад-радешенек! Матери деньги и командировку показы ваю, она мне давай печь хлеб в дорогу... Утром рано поднялся. Попросили у бригадира лошадь, он отказал. Одиннадцать километров из Орлов»» я шел пешком, а от усадьбы МТС д о города ехали на лошадях. Ехал я и боялся: еще не примут. Там же будет комиссия, а я мал ростом. Но все-таки поступил! Заниматься начали в январе 1954 года. Учился хорошо. Главное, новые дизельные трактора изучали — ДТ-54 и С-80. Платили мне 200 рублен, и я их, конечно, матери высылал почти все. Думаю , зачем мне деньги: кормят, оде вают, учат, в баню водят каждый четверг— жизнь пошла нормальная.... Экзамены сдал на пятерку. Помню, диплом получил 23 июля 54-го года. Домой приезжаю — уж е подрос немного. Эмтээс меня посылает в одну деревню, тридцать километров от дома. Тракторист там заболел, вот я за него месяц прорабо тал на новом тракторе. Потом он из больницы вышел, и меня в свою деревню опреде лили на трактор. Ну, правда, тут достался НАТИк, на керосине работал. Этот трак тор тогда уж е механизаторы стали презирать... Охота и мне на ДТ пересесть, потому что совсем другая работа, и мотор заводится пускачом — не то, что рукоятка. Главным инженером в эмтээсе был Суриков Иван Ефимович строгий мужик! И вот почему-то он приветствовал больше тех, кто окончил областное училище. Был такой суровый, а доверял молодым ребятам— я это чувствовал на себе. В это время шло освоение целины, техника новая к нам поступала. Приезжает как-то Иван Ефимович — на мотоцикле он тогда все разъезжал,— а я как раз отрабо тал сутки, дома был. И он мне говорит: завтра приходи в МТС, новый ДГ получать. Сколько мне радости было: новый трактор, да еще ДТ! Получали, помню, 20 сентября... На этом ДТ я поработал в Константиновне два года. Потом меня МТС направляет в соседнюю деревню, в трех километрах от нашей Орловкн. И опять ж е дают мне ДТ и ставят меня старшим трактористом. Бригадир-то хотел назначить моего напарника, пожилого, но главный инженер остановился на мне. Приметил он как-то меня. И что? В 57-м году на этом тракторе я занимаю первое место по выработке и по экономии средств на ремонт. Мне уж е был 21 год... И начал я поглядывать на комбайн. И в 57-м, и в 58-м в МТС просился в ком байнеры. Но пока не допускали меня. _ А в 59-м когда уж е техника стала колхозной, и я комбайн получил. Прицепной, «Сталинец-6»' Мне к а за л о с ь ,-э т о чудо, а не машина. Такой большой, столько узлов у него разных, и всю работу сразу производит: хлеб скосит, обмолотит, зерно отвеет, выгрузит, солому дальше подает и копну сбросит... Одну осень я на нем поработал - всех прицепников обошел. Только два самоход чика впереди меня оказались: у них были уже современные комбайны. На следующий год и мне дали новый СК-3. Я даж е не думал, что так д о в ер я т- ведь курсов никаких по комбайнам не проходил. На этом самоходе я занял в колхозе третье место. Признаться честно, толком я его еще не знал. Что-то упустишь — поломка. Я его понял, когда сам отремонтировал. Кое-что свое придумал, усилил слабые места, как они с завода вышли. Особенно нижний решетный стан... Ну подновил машину, и в 61-м году я всех обхожу. м пппюбил же я эту работу на комбайне! Не знаю, как выразить... Сутками уби рал б ы и усталости не было б. Интересно, когда хлеб хороший... Подъезжаешь к по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2