Сибирские огни, 1974, №11

ее углубления в социалистические культурные преобразования. Задача создания социалистической культуры в Монголии находилась в прямой зависимости от завершения демократических преобразований в сфере духовной жизни общества. X съезд МНРП , состоявшийся в марте 1940 г., определил основную задачу культурного развития страны следующим образом: «Если мы хотим продвинуться вперед, то мы должны совершить настоящую рево­ люцию в деле развития культуры и просвещения нашей страны». Съезд ука зал на необходимость решительного повышения культурного уров­ ня трудящихся, призвал работников культуры со здавать произведения, отвечающие духу времени. С тех пор культурное строительство в Монголии вступило на со ­ циалистический путь своего развития и явилось непосредственной со ­ ставной частью той грандиозной работы, которая развернулась в стр а ­ не по созданию основ социализма. Успешно развиваясь в едином русле социалистической культуры, новая монгольская культура сохраняет и приумножает свои лучшие национальные традиции. В то ж е время, творчески используя культур­ ные достижения других народов, она все более обогащается интерна­ циональным содержанием. Тесные творческие контакты с культурой со ­ циалистических стран делают ее еще более полнокровной и много­ гранной. Становление и развитие социалистической культуры в нашей стра ­ не происходило в единстве с национальным опытом народа, с его эс те­ тическими традициями, сложившимися в течение многих лет. Новая культура у тверждается в МНР , не нивелируя национально-самобыт­ ное, а преобразовывая завоевания прошлого, обновляя старое, испы­ танное, сообщая ему новую жизнь. В самом характере исторического развития нашей культуры проявилось новое его качество — ускорен- ность, являющаяся результатом возможности перехода от азиатского средневековья к социализму, результатом благотворного влияния социа­ листической культуры, обусловливающего ее переход на качественно но­ вые ступени развития. Полувековой опыт социалистического развития МНР доказывает, как глубоко ошибочными были утверждения буржуазных идеологов о том, что кочевые народы Азии совершенно неспособны приобщаться к цивилизации, что им потребуются целые века, чтобы достичь уровня цивилизованных народов. Крупнейшим завоеванием Монгольской народной революции я в л я ­ ется создание и развитие системы народного образования. В первые ж е годы после установления народной власти повсеместно создавались пункты и кружки для занятий с неграмотными. В результате огромной работы партийных, государственных органов и широкой общественно­ сти к концу 50-х годов почти полностью была закончена ликвидация неграмотности среди взрослого населения страны. Развитие социалистической школьной системы Монгольской Народ ­ ной Республики началось с открытия в 1921 году в Улан-Баторе первой начальной школы на 40 мест. Создание подлинно народной школы в МН Р проходило в сложных условиях. Острая классовая борьба, вли ­ яние религии, экономические трудности требовали огромных усилий, большой организаторской работы и широкого политического просвеще­ ния народа. Большую роль в дальнейшем развитии народного обра зо ­ вания сыграло введение всеобщего четырехлетнего обязательного на­ чального обучения: выросла сеть и укрепилась учебно-материальная база школ, были подготовлены необходимые учительские кадры. Успешное осуществление начального всеобуча создало условия для постепенного перехода к всеобщему неполно-среднему образованию не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2