Сибирские огни, 1974, №11

лософскоисторической и социально-психоло­ гической точек зрения. Она обращает вни­ мание на проблему национального характе­ ра, «а сильные и слабые стороны его вопло­ щения в повестях «Аммалат-бвк» и «Мулла- нур». Автор книги доказы вает, что «мест­ ный колорит» в этих повестях «слит с ха­ рактером героя». Однако «стихийный реализм» А, Б е­ стуж ева приходит ;в столкновение с роман­ тической концепцией личности. «Реальное» и «идеальное» находятся «в метафизиче­ ском противоречии». «Вм есте с тем,— заклю ­ чает Ф. 3 . Канунова,— именно романтизм Марлиншого с его страстной тягой к объек­ тивному миру, с его яркой народностью, с его в н у т р е н н и м осуждением романти­ ческого индивидуализма был выражением кризиса романчического сознания и подго­ товил переход к реализму». Все рассмотренные главы книги отличают­ ся высоким научным уровнем, глубиной и тонкостью литературоведческого анализа. Слабее по исполнению пятая гла.ва — «Б естуж ев и русская романтическая по­ весть 30-х годов». Правильно и интересно поставленная проблема, к сожалению , не развернута в материале. Кроме того, в этом разделе есть и композиционная неслажен­ ность. О светской повести 30-х годов и о вли­ янии на нее А. Бестуж ева речь идет в третьей главе, а затем продолжается в пя­ той. Видимо, лучше было бы весь материал сгруппировать в одном месте. Это дало бы возможность более полно и комплексно про­ следить влияние А. Бестуж ева на его после­ дователей в разных планах. Сейчас же, на­ пример, Е, Ган характеризуется только как автор светской повести, хотя необходи­ мо было бы сказать о ней и в связи с на­ циональной темой. А это удобно сделать именно в заключительной главе. Но все это, разумеется, частности. В целом книга Ф. 3. Кануновой дает широкую картину литературного процесса, вскрывает глубинные закономерности развития «м а­ лых форм» в русской литературе X IX века. в. одинокое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2