Сибирские огни, 1974, №11
лософскоисторической и социально-психоло гической точек зрения. Она обращает вни мание на проблему национального характе ра, «а сильные и слабые стороны его вопло щения в повестях «Аммалат-бвк» и «Мулла- нур». Автор книги доказы вает, что «мест ный колорит» в этих повестях «слит с ха рактером героя». Однако «стихийный реализм» А, Б е стуж ева приходит ;в столкновение с роман тической концепцией личности. «Реальное» и «идеальное» находятся «в метафизиче ском противоречии». «Вм есте с тем,— заклю чает Ф. 3 . Канунова,— именно романтизм Марлиншого с его страстной тягой к объек тивному миру, с его яркой народностью, с его в н у т р е н н и м осуждением романти ческого индивидуализма был выражением кризиса романчического сознания и подго товил переход к реализму». Все рассмотренные главы книги отличают ся высоким научным уровнем, глубиной и тонкостью литературоведческого анализа. Слабее по исполнению пятая гла.ва — «Б естуж ев и русская романтическая по весть 30-х годов». Правильно и интересно поставленная проблема, к сожалению , не развернута в материале. Кроме того, в этом разделе есть и композиционная неслажен ность. О светской повести 30-х годов и о вли янии на нее А. Бестуж ева речь идет в третьей главе, а затем продолжается в пя той. Видимо, лучше было бы весь материал сгруппировать в одном месте. Это дало бы возможность более полно и комплексно про следить влияние А. Бестуж ева на его после дователей в разных планах. Сейчас же, на пример, Е, Ган характеризуется только как автор светской повести, хотя необходи мо было бы сказать о ней и в связи с на циональной темой. А это удобно сделать именно в заключительной главе. Но все это, разумеется, частности. В целом книга Ф. 3. Кануновой дает широкую картину литературного процесса, вскрывает глубинные закономерности развития «м а лых форм» в русской литературе X IX века. в. одинокое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2