Сибирские огни, 1974, №11
Д . Гомбож ав утверждает: «Перед роди ной, перед народом в долгу, этот долг ни когда оплатить не смогу!» Ш. Цогт в сти хотворении «Желание» делает вывод, под которым могли бы подписаться многие монгольские поэты: Предо мною горы-исполины, я хочу взойти на их вершины, А с вершин хочу я почему-то вновь сойти в зеленые долины: На заре, в голубоватой дымке, хороши заоблачные горы, Но еще прекрасней наши степи, наши беспредельные просторы. Хорошее поколение пришло в поэзию Монголии, выросла культура стиха (тому пример— стихи чабана С. Бат-Ульдзия), шире стал тематический диапазон поэзии, меньше описательных и декларативных стихов. Хочется отметить высокий уровень пере водов Г. Куренева, Ю. Паркаева, В. Кост рова, В. Корнилова, Г. Серебрякова, А. Го- лембы, В . Куприянова, В . Виноградова, Ю. Мориц, Т. Бек, а также умелое, со вку сом, составление сборника и предисловие К. Яцковской. 'м . ХАДАХАНЭ Валерий Дементьев. Дар Севера. М., «Сов ременник», 1973. Есть такая земля — Вологодчина. Край глубоких озер и дремучих лесов, именовав шийся в новгородских летописях Корелой, Заволочьем, Двинской землей. Славится этот край древними ремеслами: здесь плели свои замысловатые узорочья знаменитые воло годские кружевницы, здесь простые мужики- плотники с помощью одного топора со зд ава ли шедевры деревянного зодчества, предки череповецких металлургов расковщики-куз- нецы делали оружие, шедшее на оснастку российского флота. Легендой овеяны сами названия многих городов и поселений За- волочья — Устюжна, Белозерск, Тотьма, Ве ликий Устюг, Сольвычегодек,— из их стен уходили за Урал смелые землепроходцы, первые исследователи сибирских просторов... Р ождал этот край и своих мастеров слова. Отсюда, с Вологодской земли, ушли ,в на род и .распространились по всей России многие песни, оказания, былины. Воистину бесценен вклад, внесенный талантливым трудолюбивым вологодским народом в сок ровищницу русской национальной культуры. «Дар Севера» — так и назвал свою новую книпу известный критик Валерий Дементьев, книгу, где представлены «лики творчества» нескольких поколений поэтов земли Воло годской — от К. Батюшкова, старшего со в ременника Пушкина, до безвременно ушед шего из жизни Н. Рубцова, одного из само бытнейших поэтов наших дней. В строгом литературоведческом смысле слова «Дар С евер а»— сборник литературных портретов. Однако содержание книги выходит далеко за пределы узко-специального разговора: через рассказ о творчестве поэтов-волог- жан В. Дементьев сумел проследить, по сути дела, все важнейшие этапы «ду ховного формирования» этого своеоб разного русского края, ставшего ны не одной из ярких «точек» на поэтической карте России. «...Всеми признано,— пишет критик,— что это «малая родина»... ряда прозаиков и поэтов, внесших существенный вклад в развитие .нашей отечественной лите ратуры». Первыми в этом ряду поэтов-вологжа.н, чье творчество имело общерусское значение, стоят К. Батюшков и В. Сцротин. В. Де ментьев отводит каждому из них по обшир ной главе в своей книге, где дает и емкую характеристику их поэтическому наследию, и воссоздает во всех житейских подробно стях историю их «хождений по мукам» на родной Вологодской земле. Не случайно глава о В. Сиротине, авторе знаменитой пес ни «Улица, улица...», носит название «Жигие Василия Сиротина». «Жизнь, соединенная с легендой, уже есть «житие»,— писал А. Блок. В. Дементьев взял эти слова в качестве эпиграфа к главе о Сиротине, но взял от нюдь не ради того, чтобы их подтвердить. Хотя имя Василия Сиротина, гуляки-бурса ка, сочинителя злых эпиграмм на «отцов» Вологды, и получило в свое время громкую, скандальную известность, на самом деле ни чего легендарного, ничего романтического в его биографии не было. В. Дементьев, ос новываясь на найденных им в вологодских архивах документах, неопровержимо дока зывает, что вся жизнь Сиротина была ж ал ким прозябанием, бесполезным барахтанием в тине провинциального болота, загубив шего талант поэта, а затем уничтожившего его и физически. Слабый характером, само любивый я неуравновешенный, Сиротин так и не сумел найти в себе сил оказать сопро тивление мерзостям окружающей его жизни; д аж е незаурядный талант, постоянно горев ший в душе его, не смог вырвать его из тьмы и духоты провинциального быта. Но тем и потрясает нас это «житие», что перед нами одна из бесчисленных дра.м, случав шихся чуть не ежедневно ,в условиях «гнус ной расейокой действительности». Как яркий контраст этим горестным «жи тиям», предстают в книге В. Дементьева главы, посвященные поэтам-современникам. В. Дементьев сплел свой «венок» литера турных портретов из самых ярких поэтиче ских имен. Леонид Мартынов и Александр Яшин, Сергей Орлов и Ольга Фокина, Сер гей Марков и Александр Романов, Сергей Викулов и Николай Рубцов — воистину «соцветие», способное украсить любую на циональную поэзию. О каждом из этих по этов писалось и говорилось в критике уже немало, о некоторых, как об А. Яшине и Л . Мартынове, есть и фундаментальные ис следования. И тем отраднее, что В . Д е ментьев не повторился, сумел «сказать не сказанное», дать собственную трактовку творчества каждого поэта. Если попытаться определить в двух сло вах главное достоинство В. Дементьева-кри- тика, то следует сказать так: искусство со переживать. «Представляя» читателю того
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2