Сибирские огни, 1974, №11

Д . Гомбож ав утверждает: «Перед роди­ ной, перед народом в долгу, этот долг ни­ когда оплатить не смогу!» Ш. Цогт в сти­ хотворении «Желание» делает вывод, под которым могли бы подписаться многие монгольские поэты: Предо мною горы-исполины, я хочу взойти на их вершины, А с вершин хочу я почему-то вновь сойти в зеленые долины: На заре, в голубоватой дымке, хороши заоблачные горы, Но еще прекрасней наши степи, наши беспредельные просторы. Хорошее поколение пришло в поэзию Монголии, выросла культура стиха (тому пример— стихи чабана С. Бат-Ульдзия), шире стал тематический диапазон поэзии, меньше описательных и декларативных стихов. Хочется отметить высокий уровень пере­ водов Г. Куренева, Ю. Паркаева, В. Кост­ рова, В. Корнилова, Г. Серебрякова, А. Го- лембы, В . Куприянова, В . Виноградова, Ю. Мориц, Т. Бек, а также умелое, со вку­ сом, составление сборника и предисловие К. Яцковской. 'м . ХАДАХАНЭ Валерий Дементьев. Дар Севера. М., «Сов­ ременник», 1973. Есть такая земля — Вологодчина. Край глубоких озер и дремучих лесов, именовав­ шийся в новгородских летописях Корелой, Заволочьем, Двинской землей. Славится этот край древними ремеслами: здесь плели свои замысловатые узорочья знаменитые воло­ годские кружевницы, здесь простые мужики- плотники с помощью одного топора со зд ава­ ли шедевры деревянного зодчества, предки череповецких металлургов расковщики-куз- нецы делали оружие, шедшее на оснастку российского флота. Легендой овеяны сами названия многих городов и поселений За- волочья — Устюжна, Белозерск, Тотьма, Ве­ ликий Устюг, Сольвычегодек,— из их стен уходили за Урал смелые землепроходцы, первые исследователи сибирских просторов... Р ождал этот край и своих мастеров слова. Отсюда, с Вологодской земли, ушли ,в на­ род и .распространились по всей России многие песни, оказания, былины. Воистину бесценен вклад, внесенный талантливым трудолюбивым вологодским народом в сок­ ровищницу русской национальной культуры. «Дар Севера» — так и назвал свою новую книпу известный критик Валерий Дементьев, книгу, где представлены «лики творчества» нескольких поколений поэтов земли Воло­ годской — от К. Батюшкова, старшего со в­ ременника Пушкина, до безвременно ушед­ шего из жизни Н. Рубцова, одного из само­ бытнейших поэтов наших дней. В строгом литературоведческом смысле слова «Дар С евер а»— сборник литературных портретов. Однако содержание книги выходит далеко за пределы узко-специального разговора: через рассказ о творчестве поэтов-волог- жан В. Дементьев сумел проследить, по сути дела, все важнейшие этапы «ду­ ховного формирования» этого своеоб­ разного русского края, ставшего ны­ не одной из ярких «точек» на поэтической карте России. «...Всеми признано,— пишет критик,— что это «малая родина»... ряда прозаиков и поэтов, внесших существенный вклад в развитие .нашей отечественной лите­ ратуры». Первыми в этом ряду поэтов-вологжа.н, чье творчество имело общерусское значение, стоят К. Батюшков и В. Сцротин. В. Де­ ментьев отводит каждому из них по обшир­ ной главе в своей книге, где дает и емкую характеристику их поэтическому наследию, и воссоздает во всех житейских подробно­ стях историю их «хождений по мукам» на родной Вологодской земле. Не случайно глава о В. Сиротине, авторе знаменитой пес­ ни «Улица, улица...», носит название «Жигие Василия Сиротина». «Жизнь, соединенная с легендой, уже есть «житие»,— писал А. Блок. В. Дементьев взял эти слова в качестве эпиграфа к главе о Сиротине, но взял от­ нюдь не ради того, чтобы их подтвердить. Хотя имя Василия Сиротина, гуляки-бурса­ ка, сочинителя злых эпиграмм на «отцов» Вологды, и получило в свое время громкую, скандальную известность, на самом деле ни­ чего легендарного, ничего романтического в его биографии не было. В. Дементьев, ос­ новываясь на найденных им в вологодских архивах документах, неопровержимо дока­ зывает, что вся жизнь Сиротина была ж ал­ ким прозябанием, бесполезным барахтанием в тине провинциального болота, загубив­ шего талант поэта, а затем уничтожившего его и физически. Слабый характером, само­ любивый я неуравновешенный, Сиротин так и не сумел найти в себе сил оказать сопро­ тивление мерзостям окружающей его жизни; д аж е незаурядный талант, постоянно горев­ ший в душе его, не смог вырвать его из тьмы и духоты провинциального быта. Но тем и потрясает нас это «житие», что перед нами одна из бесчисленных дра.м, случав­ шихся чуть не ежедневно ,в условиях «гнус­ ной расейокой действительности». Как яркий контраст этим горестным «жи­ тиям», предстают в книге В. Дементьева главы, посвященные поэтам-современникам. В. Дементьев сплел свой «венок» литера­ турных портретов из самых ярких поэтиче­ ских имен. Леонид Мартынов и Александр Яшин, Сергей Орлов и Ольга Фокина, Сер­ гей Марков и Александр Романов, Сергей Викулов и Николай Рубцов — воистину «соцветие», способное украсить любую на­ циональную поэзию. О каждом из этих по­ этов писалось и говорилось в критике уже немало, о некоторых, как об А. Яшине и Л . Мартынове, есть и фундаментальные ис­ следования. И тем отраднее, что В . Д е­ ментьев не повторился, сумел «сказать не­ сказанное», дать собственную трактовку творчества каждого поэта. Если попытаться определить в двух сло­ вах главное достоинство В. Дементьева-кри- тика, то следует сказать так: искусство со ­ переживать. «Представляя» читателю того

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2