Сибирские огни, 1974, №11

Просто неверен, на наш взгляд, такой афоризм о матери и сыне: он «до скончанья будет ей любим, а потому что им о-на люби­ ма». Любовь матери — бескорыстна пре­ дельно... Мать-земля .не оставляет поэта в размахе его индустриальных гимнов. «Волна с за ­ месом грома», возвещающего о взлете кос­ мических ракет, врывается туда, где «нежной синью исходят донники в степях». Но их цвет неизбывен и в век космоса! Ключ омывает осоку, «чтобы была она зе­ леной и не зеленой не была». Поле пахнет медовухой, и размышления о прошлом вы­ являют преемственность поколений, из ко­ торых каждое — по-своем.у, по-новому — служит единой и единственной Родине. В этом — «святая суть земного притя- женья». В этом своеобразие и значение по­ эзии Леонида Шкавро, сына своего времени, выразителя его силы и сложности, певца вечной России и ее индустриального обнов­ ления. ВЛАДИСЛАВ ШОШИН Молодые поэты Монголии. М., «Молодая гвардия», 1973. В этом сборнике нет ветеранов, хорошо известных советским читателям. Таких, как Нацагдорж, Сенге, Доржпалам, Явухуулан. Здесь — стихи молодых поэтов, разных по роду службы, по профессии— чабан и сол­ дат, дипломат и зав. клубом, учитель и ре­ дактор... Традиционная тема монгольской поэзии — любовь к отчему краю, к родимому местеч­ ку, к Халхин-Голу или Гоби, ковыльная •полынная степь с куланами и полудикими скакунами, дороги и горы. Как бык, улегшийся у привязи, темнеет полночных гор бугристая гряда. Вот лунный серп над привязью блеснул, вперед подался, пободался: ну разве это не рога? (Д. Ц о о д о л). Л. Дзундуй-Ендон пишет проникновенно даж е о пыли родины: Родины пыль седая, вкус твой давно я знаю. Сотни монгольских студентов учатся в других странах, и в их стихах естественна и органична светлая грусть о родной стране: Все мечтаю увидеть вдали, хоть в тумане и хоть на минуту, одинокую белую юрту, степь родную, полет скакуна. — ветры вдеты в его стремена! (П. П у р э в с у р э н). Поэты обращаются к истории народа, его обычаям. Одной из излюбленных ими тем является материнская любовь и преданность. Поэт П Бадарч представляет свою мать у очага или за доением коровы в думах о сы ­ не. Есть в сборнике стихи-наставления младшим и стихи о тепле родственных при­ вязанностей. Особым уважением пользуют­ ся старость и детство. В стихотворении «Новый человек» Ш. Цогт пишет: В крыше юрты верхнее есть окно, называется это окно «тооно». освещает весь хоймор оно. А на хойморе том, под окном, овчинная пеленочка — вся с лоскуток, а в пеленочке — малыш с локоток. Улыбается он во сне от радости беспричинной, но когда-нибудь станет и он настоящим мужчиной, уважаемым в своей степной стороне. Открыто, сильно, непосредственно пишет стихи о лк>бви единственная в этом сборни­ к е — одна из двадцати! — поэтесса С. Оюн. Люди думают о жизни, о мире. Д . Уриан- хай в стихотворении «Вера» рисует обыден­ ную картину жизни: Мой отец спешит к табунам, брат мой выходит в поле, мать доит корову, сестра над шитьем склонена, сын рисует голубя в школе, и все про себя повторяют: «Нам не нужна война!» В стихотворении Д . Гомбожава «Война» выражено истинно по-монгольски кратко и сильно представление о бедствиях войны: Война — без людей страна, люди без страны. Война — без мужа жена, муж без жены. Война — скот без травы, трава без скота. Война — тело без головы, без тела голова. Война — сын без отца, без сына отец. Человеку нужны друзья, разделяющие веселья час и горе, не дающие упасть в беде, не предъявляющие счет за дружбу и любя­ щие тебя бескорыстно. Богаты духовная жизнь, широта кругозора степняков-кочев- ников; монголу близки и Москва, и Иркутск, и Ташкент, и поэзия Шевченко, и русский лес, воспетый Пушкиным и Есениным,— «русский лес, ты прекрасен, как русские лю­ ди!» (Ш. Сурэнж ав). В иных стихах вдруг услышишь отзвуки В . Маяковского и Э. Межелайтиса и порадуешься поэтиче­ ской перекличке. Д . Урианхай пишет о том. что монголу «близок машинный гул и дорог станок, как скакун». Д. Бямбаа в стихотво­ рении «Журавли над Улан-Батором» гово­ рит о том, что все видавшая журавлиная стая удивляется новым городам и стройкам — такого не было раньше на древней земле Монголии... И какой поэт «е размышляет о назначе­ нии поэзии и смысле жи.зни. Д. Данса,ран- ж ав в стихотворении «Хочу поэтом быть» заявляет: Хочу поэтом быть — не из надменных, томных. Хочу, поэтом став, остаться среди скромных. Хочу идти и жить в ряду рабочем, тесном, прибавить и свои слова к народным песням.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2