Сибирские огни, 1974, №11
решь!» Поэзия Леонида Шкавро родственна всем краям нашей Родины. И думалось: правильно ли поступают критики, распреде ляя порой поэтов по тематически-географи- ческим рубрикам — тот, дескать, поэт ленинградский, другой — вологодский, один разрабатывает тему труда, а другой — любви, скажем. Взгляд на Шкавро лишь как на «певца индустриального Урала» не скрадывает ли широкий кругозор его твор чества? BepiHO, его ооно,вные герои— стале вары, строители, .рудокопы, геологи, плото гоны, искатели золота, добытчики малахита, но и они силу пьют — «из колокольчи ков», на ноги их ставит — «поляна, в бубенчик звеня». Не странно ли для поэта индустриальной моши такое признакие: «Родная степь, ты заревом закатов... вошла ка веки вечные в меня». Нисколько .не странно, если смотреть в глубь психологии и истории. Современни ку ракет снится «мужицкий голос топора». Он сознает, что подвигами своими современ ные герои обязаны далеким предкам. Его творчество естественно вливается в общее русло русской патриотической поэзии. Но сын вырастает и уходит от матери. Герой Шкавро не склонен пассивно повто рять слова признания матеря-Роди не. И сам авто р— то в Нефтеюганске молодом, то с геологами в отряде поисковом у реки по имени Надым, то помогает тянуть нефте провод к Нипражу. Местные .на.зва«ия порой звучат экзотически, но налет экзотики ну жен не для поверхностного антуража — сил помогает подчеркнуть поистине историче скую роль современника, который кладет «экзотические пейзажи .на лопатки». И автор увлекает читателя туда, где «в краю суро вом, .вступив с пустынею в бои, дорогой но вой газопровод ведут ровесники мои». Д ве характерные черты хотелось бы от метить в рассказе поэта о современниках. Прежде всего — его личную причастность к их делам. Они не просто его ровесники, они люди творческого призвания, а по^т — не просто певец подвига, но и его участник. Он провозглашает славу «(русским, вечно моби лизованным рукам»: Они — простые рядовые и высоко, и далеко несут в России над Россией ее крылатое древко! Но э т о — ,и его руки: «Я сам железо ими резал, и с давних пор и у меня они пропи таны железом, .воспетым яростью огня». Причастность к историческим свершениям наполняет стих поэта "гордостью, придает ему афористическую энергичность: «Пусть, как во фляге, горло сухо и миражи у самых глаз, но наступательного духа ничто не вы шибет из нас». Порой чувствуешь гимниче ские ноты, родственные вселенским аккор дам пролетарской поэзии: Так в государственных заботах, расправив плечи у Газли, над ними царствует работа — святая заповедь Земли. Но пафос не поднимается ма котурны, у него естественная, земная походка. Эпохаль ные первооткрыватели опят с полузакрыты ми глазами «просто-напросто в снегу». Геро ический изыскатель забывается на долго жданном привале коротким оном, «обняв рюкзак, как верную жену». Силу поэзии Шкавро пьет из земных .корней. Из конкрет ной, обыденной действительности черпает он высокие символические образы. Такова, на пример, природа сквозного образа стихотво рения «Бессмертники»: Навылет пули их пронзали, и бомбами косила высь... Их даже танки подминали, они и танкам не сдались! Но так замечателен подлинный пафос свершений, что обыденное становится исклю чительным: автору .мало сказать, что над его таежной дорогой осыпались звезды, он до б авл я ет— «не моим ли сбитые плечом!» В этой диалектике частного и общего, обычного и незаурядного, повседневного и романтического, диалектике, обусловленной и мировоззрением, и материалом поэта,— исток образной системы Леонида Шкавро. Его стихи насыщены афоризмами, раскрыва ющими противоречивость, а потому — ув лекательность бытия: «Города берут начало с корабельного бревна»; «Нас изматы.вает работа, возвышает работа нас!» Афоризм, как правило, наполнен большим содержани ем: первопроходцы тайги «в белизну извеч ного покоя принесли ей вечный непокой». Иногда, впрочем, афоризм обнаруживает и ложную глубину мысли. Возвеличивая зем- ляков-уралмашевцев, автор патетически вос клицает: «Да что броня! Она слабее: ее-то плавили— они». Думается, что с парадокса ми не мешает обращаться осторожнее. Раз уж речь зашла о недостатках, то сле дует сказать об измельчении темы .в неко торых стихах. В стихотворении «Есть в зем ле материнское что-то...» автор, почувство вав, что с .природой творятся -неладное, ре шает, что не будет... курить папирос. Д ал ь ше следует наивная декларация: «И, спасая свою первородность, я, живя городской су етой, стану чаще общаться с природой.,.». Первородность — может быть, .но ни приро ды, ни стихотворения этим не спасешь. Вот стихотворение на традиционную тему о границе Европы и Азии. Ждешь, как ав тор ее повернет. Все, оказывается, предель но просто, из одной части света в другую ходят, «как будто к теще на блины». Стоило ли в таком случае огород городить? Иногда поэт дает образ множественный, что уменьшает его эстетическую силу: «Про хладой полнятся криницы, и в каждой пла вает звезда». Вроде бы красиво, но значе ние звезды многократностью отражения сни жается. Странен во всяком сл у ч ае— в кон тексте поэзии Леонида Шкавро, такой об раз: «Облака, как радужные булки...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2