Сибирские огни, 1974, №11
«— Т ож е и в ихнее, управленческое, поло жение войти следует, им нашу инструкцию подписать — что в крапиву за нуждой сесть... Откажи тебе, Михаил Иванович, ты ведь сейчас закричишь: «Консерваторы!» Кому ж е с такой маркой ходить охота.'1 — Кто ж е им велит? — сердито буркнул Чирва. — То-то и оно! Кто велит? А вдруг за в т ра крушение? В министерстве окаж ут — уп рощенчество поощряете! Куда ни кинь — все клин! — Значит так и тянуть? — негодующе прогудел Чирва. — Т ак и тянуть,'— согласился Курилин. — Тут расчет тонкий. Или ты отступишься, если ты человек равнодушный, или сам о стийно введешь, если она тебе до зарезу нужна. А тогда за крушение уж е ты один отвечать будешь. Если ж е все хорошо обой дется, можно будет через годик и подпи сать... задним числом... д аж е докладную в министерство или статейку в газету тиснуть о передовых методах...» Курилину нельзя отказать в проницатель ности: он точно сформулировал мотивы, ко торыми руководствуются бюрократы. В романе ощущается стремление автора докопаться до истоков, до причин, опреде ляющих отношение людей к делу. Суть — не в делении на «консерваторов» и «новато ров», набившем оскомину и базирующемся в конечном счете на авторском произволе; суть — в создании условий, исключающих получение выгоды от плохой работы. В уж е приводившемся эпизоде Курилин объясняет, почему волокита в ы г о д н а во локитчикам; писательница видит и другие мотивы бракодельства. В о т поездной мастер быстро идет вдоль со става, помечая мелком неисправности в ходовых частях вагонов. Николай Тулугуров восхищается его сно ровистой работой, но вдруг зам ечает, что пометок остается совсем немного — чума зый паренек, незаметно двигаясь за масте ром, стирал некоторые. Тулугуров готов усмотреть в этом вреди тельство; однако маневровый диспетчер Ш вец поясняет с понимающей улыбкой: «— Ну, какое тут вредительство. Просто бухгалтерия, понимать надо! — К акая еще бухгалтерия? — удивился Николай. — Обыкновенная, белогорская,— снисхо дительным тоном пояснил Ш вец.— Покило- метровых за безотцепочный пробег вагонов по своему участку они получают копейки, а за то, что поезд уйдет по графику — сразу пончик. — Пончик? — не понял Николай. — Ну да. П ятьдесят копеек. Сами ж е вы с Шаханияой такую цену установили». Самое разительное для Тулугурова, иск ренне болеющего за дело, что, оказы вается, в основе брака его собственное предложе ние! Он потрясен. Но вряд ли недоумен ный вопрос Т у л у гур о ва— «Р азве они ду мали снизить качество обработки поездов?» — м ож ет служить оправданием. Автор недвусмысленно доказы вает, что дело не столько в «плохих» и «хороших» лю дях, сколько в продуманных условиях уче та трудового вклада каждбго работника. Но писательница не собирается списывать со счета роль сознательного отношения к делу, подчеркивая, что не только экономи ческие факторы определяют стиль работы каждого. Примечательна суть конфликта между Курилиным и начальником политот дела Ягодиным. Ягодин считает, что Курилин ошибается, не создавая для передовиков тепличной об становки. «Мы обязаны,— поучает Ягодин, — создать новатору особые условия для высокопроизводительного труда, чтобы на его примере воспитывать других, подни мать...» Курилину ж е претит «показуха», он хочет, чтобы все имели равные условия для трудовых успехов. Е сть еще одно разногласие между Ягоди ным и Курилиным, и в нем раскрывается очень важная сторона характеров. Суть его — в отношении к людям. Курилин хочет бороться за к а ж д о г о человека. Он верит, что составитель Сара- пульцев, выпивший перед сменой, случайно оступился, что составитель Арсланов, тоже злоупотреблявший алкоголем, не конченый человек. Курилин не только верит — он де лает все для того, чтобы люди исправились, хотя для него гораздо проще наказать ви новных «на всю катушку» и, уволив их, на всегда избавиться от нарушителей дисципли ны. Но так может поступить лишь равно душный к людям человек; для Курилина этот путь неприемлем. И он вместе с началь ником станции Чирвой идет для серьезного разговора на квартиру Арсланова, особен но рассчитывая на дочь составителя: Кури лин «знал, как гордится ею, студенткой уни верситета, малограмотный составитель. И ведь верно рассчитал. Вот уж е три месяца никто от Арсланова зап аха водки не слы шит. А если бы и не помогло? Р а зв е можно ж алеть о попытке вернуть человека в строй? Пусть о неудачной попытке. Человек ведь... Машины и те, пока еще под пресс не отправ ляем, ремонтируем...» Инструктор политотдела Прищепа с мол чаливого согласия Ягодина изобразил эту позицию Курилина как явный либерализм, извратив заодно и другие факты. Для тех, кто не знает сущности дела, статья Прище пы может показаться убедительной и прин ципиальной. Но читателям ясна истинная цена этой «принципиальности», к тому ж е автор всем дальнейшим развитием событий показывает, что прав Курилин и не прав Прищепа. Так писательница утверждает не разрывную связь между отношением к лю дям и отношением к делу: невозможно отор вать одно от другого. Уже говорилось, что «производственную тему» можно выделить лишь условно для удобства разговора. Теперь подошло вре мя коснуться «личной темы». В этом плане главный конфликт развер тывается между Николаем Тулугуровым, его женой Катей и Анной Шаханиной. Совместная работа Николая и Айны рож дает их взаимное чувство; Катя видит, что ее семья, еще недавно счастливая, вот-вот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2