Сибирские огни, 1974, №11
дать «е одни изученные исторические фак ты, но и весь «самоконструирующийся» ма териал памяти, хранившийся в ее запасни ках». Далее автор, подробно опираясь как на признания В . Пановой, так и на текст «Феодосия» (это лучшие страницы эври стической части «Рождения книги»), убеж дает « а с в «непременной противоречивости эмоционального начала, непосредственно возбуждающего деятельность творческого воображения». Строй чувствований писа теля — одно из важнейших реальных выра жений мировоззренческих позиций, и. его никоим образом не следует подменять (как это случается в критике) представле ниями о мировоззрении художника лишь как о характере его взглядов, о свойствах одной только рассудочной сферы. Автор «Рождения книги», как и все его герои, преклоняется перед воображением художника. Четыре беседы о творческом процессе, проведенные автором, как и большая часть материала, помещенного в эвристических разделах, возвращают чи тателя то к актуальным проблемам доку ментальных жанров, то к проблеме факта и вымысла, то к тому, в каких непрямых, опосредствованных формах находит выра жение ленинская теория отражения. Персонаж Федина писатель Пастухов высказывает мысли и Федина, и Оклянско- го (и мои), когда говорит: «Но вот что я твердо знаю: реалисты Б альзак и Толстой « а с обманули. Это самые фантастические художники из всех, какие были. Они сов сем не занимались копированием подлин ной жизни. Именно поэтому они убеждают больше самой жизни». Сам Толстой говорил, что он бы сты дился печататься, ежели бы весь его труд состоял в том, чтобы списать портрет, ра зузнать, запомнить. И в. той ж е беседе К. Федин напоминает высказывание Гоголя: «В се извлеченное из вашего мира художник сперва заключает в душу, а уж оттуда, из душевного родни ка, устремляет его одной согласной тор жествующей песней». Напомню слова Горького из переписки с молодым Фединым, которому на минуту привиделось, что «чистый вымысел» про тиворечит реальности: «Липендин, Шенау, Мордва,— писал Горький (речь шла о ро мане «Города и годы »),— все это не «чи стый вымысел», а именно та подлинная реальность, которую создает лишь искус ство, та «вы тяжка» из действительности, тот ее сгусток, который получается в ре зультате таинственной работы в о о б р а ж е н и я художника. Если Вы — ху д ож ник, все, что Вы когда-либо узнали, будет Вами, но незаметно для В ас, превращено в то, что Вы назвали «чистым вымыслом». И еще, чтобы вернуться к тому, что все гда является подлинным содержанием ис кусства, напомню Ван-Гога: «Действитель ность — вот истинная основа подлинной поэзии»,— утверждал художник, которого готовы были обвинить в формализме. Ван- Гог признавал, что сам преувеличивал, иногда изменял мотив, но все-таки не вы думывал картины всей целиком. «Напро тив, я находил ее (картину, ситуацию) уже готовой в природе. Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда». На протяжении последних лет читатель смог прочесть немало трудов, посвященных проблемам литературного творчества. «Рождение книги» становится в ряд с та кими произведениями, как «В лаборатории писателя» П. Медведева, «В мастерской художника слова» А. И. Белецкого, «Ми нуты поэтического вдохновения» А. Миро нова и др. Книга Ю. Оклянского содержит оригинальные документы — четыре беседы с писателями. Помимо того она собрала значительный материал по разным аспек там проблемы творчества, в том числе и разработанный учеными современных спе циальностей — до кибернетиков включи тельно. Безусловно, автор внес кое-что но вое в разработку темы. «Рождение кни ги »— интересное и увлекательное чтение. Но дозволено спросить: не настало ли время для подведения каких-то итогов? По крайней мере, для системного обобщения коллективных знаний о художественном творчестве? Я не жду от автора следую щей книги готовой, всесторонне развитой концепции художнического творчества (а «рецепты» — заранее отвергаю ). Но доко ле ж е высказывания о творческом литера турном процессе, вырастающие до размера книги, будут мысленно сопровождаться подзаголовками, звучащими как извинение: «К вопросу о...»? Адресую сходную жалобу к автору «Рождения книги». Например, он придает огромное значение обратным связям лите ратуры с действительностью. Но напрасно стали бы мы искать в его текстах эмпири ческие ряды, подтверждающие этот тезис. Фактическая сторона сводится к шуткам, вроде признания Л . Н. Толстого, что п о - е л е т о г о , как Тургенев написал своих женщин, эти женские типы появились и в жизни. По-моему, время подошло: пора бы познакомить читателя если не с рядами фактов и цифрами социологических иссле дований, то, по крайней мере, с хорошо аргументированными рассуждениями о том, какое влияние на мышление людей последующей эпохи имели о т к р ы т и я... Окажем, теория относительности Эйнштейна и художественная эпопея «Тихий Дон».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2