Сибирские огни, 1974, №11
«Рождения книги» соображениями о близо сти («соседстве») образного и понятийного .мышления, приведенными ленинградским критиком Ю. Андреевым в № 3 «Литера турного обозрения» за 1974 г. Мышление об разами,— утверждает тот,— характерно и для бытового сознания подавляющего боль шинства нормальных людей. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить свое прош логоднее летнее .путешествие: перед тобой пройдут вереницы картин, отобранные со знанием по степени яркости,— картины, а отнюдь .не формулы .понятий! Но и в любом .романе, тем более социальном, мы не нахо дим «чистой» образности вне рациональной логической сферы мышления: тут .можно го ворить о постоянном взаимопроникновении эмоционального и рационального, чувствен ного и абстрактного... Впрочем, все это не ново. Еще у Л . С. Выготского нахожу: «Эмо ции искусства — умные эмоции». Наконец, в современной литературе начинает играть все более заметную роль эссе (подчас оно вхо дит .в ткань романа). Так ведь А. Камю очень точно охарактеризовал этот литера турный жанр, как высшую форму интеллек туализации ИСКУССТВА, В обобщающей «эвристической» части сво его труда Окл янский широко использовал данные разных наук, наблюдения, сделан ные по поводу творческого процесса много численными учеными и писателями. При этом он придерживается .взгляда, почерпну того в известном коллективном сборнике «Содружество .наук и тайны творчества» под ред. Б. Мейлаха (1968 г.): крайне важно, чтобы литературоведение и искусствознание заимствовали из смежных дисциплин н е т о л ь к о т е и л и и н ы е ф а к т и ч е с к и е с в е д е н и я и п о л е з н у ю и н ф о р м а ц и ю , но и н о в ы е с р е д с т в а и м е т о д ы и с с л е д о в а н и я , н о в ы е п о д х о д ы к р е ш е н и ю с т о я щ и х п е р е д н и м и з а д а ч . От себя автор до бавляет: «Я совершенно убежден, что мно гие опоры, в том числе теоретически акту альные и важные для истолкования творче ского процесса писателя (о свойствах худо жественного .видеиия, о типизирующей дея тельности воображения и т. п.), неразреши мы дедуктивным путем или только в преде лах чисто литературного .ряда. Нужны опыт ные данные. Их в изобилии содержит психо логия. Эстетика же .поднимает эмпирический материал до высоты философского осмысле ния». В соответствии с этой программой автор «Рождения .книги» не только комментирует четыре созданные при его участии беседы с писателями (о трилогии К. Федина и от дельно о «Костре», о повести «Evgenia Iv a novna» Л . Леонова и о мемуарах И. Эрен- бурга). Его привлекают опубликованные пе чатью «самоотчета» других писателей. Их он такж е тщательно анализирует, пытаясь из конкретного писательского опыта выделить те моменты, которые существенны для поз нания творческого процесса. Впрочем, Ок- лянский не превращает добытые знания в «рецепты», по которым могли бы творить художники разных индивидуальностей. Особое место в книге заняли анализы ра боты Льва Толстого .над «Хаджи-Му.ратом», Алексея Толстого над «Детством Никиты», Веры П ановой— над историческими пове стями «Лики на заре», В. Яна— над «Чин гисханом», Лили Про.мет — над повестью «Кто распространяет анекдоты» Кроме того, в «Рождении книги» сопостав ляются два параллельных рассказа К. Фе дина и В . Шишкова, написанные по взаим ному уговору иа один сюжет: о мальчике- саржанте, с которым оба писателя позна комились и долго беседовали. Юный воин участвовал в партизанских боях, брал фаши стов в плен, а сопротивлявшегося убил... Как и следовало ожидать, несмотря на единую фактическую основу наблюдений, произве дения двух писателен, как и портрет напи санного ими воина-малолетки, оказались р а з н ы е . «Мальчик из Семлёва» К. Феди на — это лирический рассказ, близкий к очерку, подлинным сюжетом которого стали переживания и мысли а в т о р а : изумление, глубокое сочувствие к ребенку, которого на родная война превратила в сурового бойца. Шиш,конский «Сережа» теснее связан с тра дициями творчества автора, с его «Шутей ными рассказами». Образ героя решен в ду хе — близком к фольклору, к сказу. Каждый из приведенных в «Рождении книги» художественных разборов имеет свою «изюминку», и она дает Ю. Оклян- скому повод развить те или иные нз своих «эвристических» мыслей. Л ев Толстой, работая над «Хаджи-Му ратом», тщательно изучал документальный материал о Николае I. И не только о нем, как о жестоком властителе; подвергая пре ступников, посягнувших на установлен ный им порядок, наказанию 12 тысячами шпицрутенов, царь закончил резолюцию лицемерными словами: «Слава богу, смерт ной казни у нас не бывало и не мне ее вводить» (и 5000 шпицрутенов неизбежно приводили к смертному исходу!). Толстой интересовался «всем», что относилось к Николаю. И объяснял: он не пишет био графии царя, выведет Николая лишь в не скольких сценах повести, но любит писать только о том, что хорошо понимает; он должен овладеть ключом к характеру ца ря. Такая подготовка позволила Толстому 1 Отбор произведений, обильно прокоммен тированных их авторами или исследовате лями архивов, подчинен принципам: дер жаться ближе к современности, по возмож ности не повторять уже опубликованное. Исключение допущено для К. Федина, по книгам которого «Горький среди нас» и «Пи сатель. искусство, время» создана уже це лая литература; но творчество К. Федина — предмет особого внимания нашего автора. Тем не менее, мне кажется досадным упу щением, что Оклянский в своем труде, по священном процессу писательского твор чества, не воспользовался, например, де тальнейшими исследованиями А. Миронова («Минуты поэтического вдохновения», Яро славль, 1970) по истории создания романов Тургенева '«Отцы и дети» и «Новь», а так же перепиской членов кружка Грановского, прокомментированной в книге Лидии Гинз бург «О психологической прозе»; последняя позволяет проникнуть в духовный мир не только Белинского, Бакунина, но и круга творческой интеллигенции того времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2