Сибирские огни, 1974, №11
Владимир Канторович ЖИЗНЬ. ПИСАТЕЛЬ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Слова, которыми я озаглавил рецензию, можно обнаружить на титульном листе кни ги Юрия Оклянского Теперь, с интересом прочитав это произведение, я, пожалуй, пе ременил бы местами первый и третий чле ны той формулы, с помощью которой автор изложил содержание своей лшнги. В отличие от любого труда историка или социолога — «жизнь» представлена у Оклянского лишь в той .мере, в какой она опосредствована анализируемыми в тексте художественными произведениями. В центре внимания всегда находится творчество, рассматриваемое как процесс, уходящий корнями в отражаемую художником действительность и в личность, писательскую индивидуальность автора, его творчество, мышление, талант. Сегодня, в эпоху научно-технической ре волюции, психологи, физиологи, социологи, кибернетики, так же как — в св&ей сфере — искусствоведы и литературоведы, заинтере сованно разрабатывают всевозможные ас пекты творческого процесса. Эвристика изу чает творческое мышление человека, когда он создает «новое, никогда ранее не быв шее» в любой сфере деятельности, не исклю чая искусства. Распространение задач эври стики также и на литературу предполагает, правда, решительный отказ от популярных ранее теорий, выводящих создание образов за пределы мышления. Но Ю. Окл янский такого взгляда не придерживается, дает от пор его сторонника,м— к этому у меня еще будет случай вернуться. Я перечислил профессии ученых, изучаю щих процесс традиционными приемами: классификацией явлений, анализом, экспе риментами, обобщениями. Но, пожалуй, для раскрытия механизма творчества самый ценный вклад делают сами творцы нового — художники, мыслители, оставившие нам высказывания, мемуары, «самоотчеты», рас- ' Юрий О к л я н с к и й . «Рождение кни ги. Жизнь. Писатель. Творческий процесс». М., «Художественная литература», 1973. сказывающие о рождении одной из своих идей (теорий) или целой структуры обра зов, сложившейся в конкретное произведе ние искусства. Интерес читателей к такого рода «исповедям» никогда не затухает. В высказываниях писателей особый инте рес представляют их «признания», относя щиеся к возникновению замысла, к каждой стадии его художественного воплощения, к соотношению факта и вымысла в характерах действующих лиц, конфликтах, сюжетах. Д аж е в документально-художественных жанрах изображение .нельзя признать пол ностью адекватным самой жизни, ибо без той или иной доли вымысла нельзя создать и хороший очерк. Для создания портрета, характера понадобится в любом случае о т б о р черт живой модели, акцентирование на некоторых из них. Ираклий Андроников, утверждая, что печать авторского субъек тивизма лежит .на любой работе художника, вскрыл одну из сторон этого механизма. «Ведь достаточно сдвинуть вместе три ост роумные реплики вашего собеседника, ска занные им в получасовой беседе, и он полу чится у вас остроумцем. Три недоуменных вопроса, три «старомодных» выражения, выдвинутые на первое место, очертят облик человека неуверенного или не вполне совре менного. Если ж е к этому добавить ирони ческую интонацию (рассказчика), то мера перевоссоздания действительности, я думаю, покажется ясной». Естественно, каждое «показание» перво создателя — художника, мыслителя — име ет для научной разработки проблем эври стики значение бесценного д о к у м е н т а и тотчас же берется на учет. Книга Ю. Оклянского стоит как бы посре дине между этими двумя классами исследо вания творческого процесса в художествен ной литературе. «Рождение книги» содержит четыре бесе ды с .писателями: К. Фединым (две бесе ды ), И. Оренбургом и Л . Леоновым. Эти бе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2