Сибирские огни, 1974, №11

Владимир Канторович ЖИЗНЬ. ПИСАТЕЛЬ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Слова, которыми я озаглавил рецензию, можно обнаружить на титульном листе кни­ ги Юрия Оклянского Теперь, с интересом прочитав это произведение, я, пожалуй, пе­ ременил бы местами первый и третий чле­ ны той формулы, с помощью которой автор изложил содержание своей лшнги. В отличие от любого труда историка или социолога — «жизнь» представлена у Оклянского лишь в той .мере, в какой она опосредствована анализируемыми в тексте художественными произведениями. В центре внимания всегда находится творчество, рассматриваемое как процесс, уходящий корнями в отражаемую художником действительность и в личность, писательскую индивидуальность автора, его творчество, мышление, талант. Сегодня, в эпоху научно-технической ре­ волюции, психологи, физиологи, социологи, кибернетики, так же как — в св&ей сфере — искусствоведы и литературоведы, заинтере­ сованно разрабатывают всевозможные ас­ пекты творческого процесса. Эвристика изу­ чает творческое мышление человека, когда он создает «новое, никогда ранее не быв­ шее» в любой сфере деятельности, не исклю­ чая искусства. Распространение задач эври­ стики также и на литературу предполагает, правда, решительный отказ от популярных ранее теорий, выводящих создание образов за пределы мышления. Но Ю. Окл янский такого взгляда не придерживается, дает от­ пор его сторонника,м— к этому у меня еще будет случай вернуться. Я перечислил профессии ученых, изучаю­ щих процесс традиционными приемами: классификацией явлений, анализом, экспе­ риментами, обобщениями. Но, пожалуй, для раскрытия механизма творчества самый ценный вклад делают сами творцы нового — художники, мыслители, оставившие нам высказывания, мемуары, «самоотчеты», рас- ' Юрий О к л я н с к и й . «Рождение кни­ ги. Жизнь. Писатель. Творческий процесс». М., «Художественная литература», 1973. сказывающие о рождении одной из своих идей (теорий) или целой структуры обра­ зов, сложившейся в конкретное произведе­ ние искусства. Интерес читателей к такого рода «исповедям» никогда не затухает. В высказываниях писателей особый инте­ рес представляют их «признания», относя­ щиеся к возникновению замысла, к каждой стадии его художественного воплощения, к соотношению факта и вымысла в характерах действующих лиц, конфликтах, сюжетах. Д аж е в документально-художественных жанрах изображение .нельзя признать пол­ ностью адекватным самой жизни, ибо без той или иной доли вымысла нельзя создать и хороший очерк. Для создания портрета, характера понадобится в любом случае о т б о р черт живой модели, акцентирование на некоторых из них. Ираклий Андроников, утверждая, что печать авторского субъек­ тивизма лежит .на любой работе художника, вскрыл одну из сторон этого механизма. «Ведь достаточно сдвинуть вместе три ост­ роумные реплики вашего собеседника, ска­ занные им в получасовой беседе, и он полу­ чится у вас остроумцем. Три недоуменных вопроса, три «старомодных» выражения, выдвинутые на первое место, очертят облик человека неуверенного или не вполне совре­ менного. Если ж е к этому добавить ирони­ ческую интонацию (рассказчика), то мера перевоссоздания действительности, я думаю, покажется ясной». Естественно, каждое «показание» перво­ создателя — художника, мыслителя — име­ ет для научной разработки проблем эври­ стики значение бесценного д о к у м е н т а и тотчас же берется на учет. Книга Ю. Оклянского стоит как бы посре­ дине между этими двумя классами исследо­ вания творческого процесса в художествен­ ной литературе. «Рождение книги» содержит четыре бесе­ ды с .писателями: К. Фединым (две бесе­ ды ), И. Оренбургом и Л . Леоновым. Эти бе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2