Сибирские огни, 1974, №11
1 7 2 Ю. МАРЧЕНКО . В. СОСКИН, Ю. Ф РОЛО В ет пристальное внимание зарубежных уче ных и политиков. В. Куманев проанализи ровал ряд работ американских, немецких и других представителей буржуазной исто риографии, прямо или косвенно обращаю щихся к истории советского просвещения. Сегодня немало авторов, весьма далеких от апологии социализма, вынуждены при знать наши успехи в культурном строи тельстве. «Примечательно, что отряд бур жуазных специалистов, вообще отрицаю щих культурный прогресс в СССР, в наши дни поредел»,— отмечает В. Куманев. Правда, «советологи» избегают разговора о подлинных причинах такого явления, «не замечают», что идея просвещения ши роких народных масс вытекает из самой природы социализма. По переписи 1897 г. только 26% взросло го населения России умели читать и пи сать. Почти 100 из 126 млн. зарегистриро ванных были неграмотны. Среди нерусского населения неграмотность была почти все общей. Мало что изменилось и в после дующие 20 лет. Три четверти жителей страны не умели читать и писать. 50 на циональностей не имели своей письменно сти — такова степень отравленности «в смысле образования, света и знания», о которой писал В. И. Ленин (Поли. собр. соч., т. 23, стр. 122), таков итог «культур ной» политики царизма. В сж аты е сроки обеспечить подъем куль туры всей массы населения — такова за дача, вставшая с первых дней Советской власти. Уже 11 ноября 1917 г. в совмест ном воззвании Государственной комиссии по просвещению и Наркомпроса была по ставлена цель обучения взрослого населе ния: «Борьба с неграмотностью и невеже ством не может ограничиться правильной постановкой школьного обучения для д е тей, подростков и юношей. Взрослые тоже захотят спастись из унизительного состоя ния человека, не умеющего читать и пи сать. Школа для взрослых должна занять широкое место в общем плане народного обучения». В начале 1918 года пункты ликбеза открылись в Петрограде, Москве, Минске, Воронеже, Олонецкой губернии и в других местах. Обучение грамоте не пре кращалось и в годы гражданской войны. 26 декабря 1919 г. В . И. Лениным под писывается декрет «О ликвидации неграмот ности среди населения РСФСР». Обучению подлежало все население в возрасте от 8 до 50 лет. Просвещение масс стало одним из самых важных государственных дел. Кампания по ликвидации неграмотности развертывалась сразу же, с приходом Красной Армии. В книге встречается лю бопытный и характерный факт: в Сибири еще продолжаются жестокие бои, во мно гих городах властвуют колчаковцы и ин тервенты... а 16 января 1920 года декрет о ликвидации неграмотности публикуется в областной газете «Советская Сибирь». Особую важность просвещенческая ра бота приобретает с переходом страны к мирному строительству. «Задача подъема культуры,— подчеркивал в этот момент В. И. Ленин,— одна из самых очередных» (Поли. собр. соч., т. 44, стр. 169). В. Ку манев говорит о материальных и органи зационных трудностях первых лет нэпа, когда нужда в учебниках, помещениях, кад рах достигла наибольшей остроты. Вспоми ная эти годы, Н. К Крупская писала: «Это было время, когда приходилось учиться без учебников, бумаги и чернил, чинить карандаши топором, учиться при лучине, когда женщины в ряде национальных рай онов ходили еще под паранджой, когда еще было сильно влияние религии». Значительное место отводится В. Кума- невым ликбезу в национальных районах, разрешению проблемы письменности у де сятков народов СССР. Автор отмечает особые трудности этой работы, рассказы вает о большой помощи' русского народа населению национальных окраин, о значе нии подъема культуры в консолидации трудящихся советских республик. Не одними только победами сопрово ж дался. впрочем, процесс ликбеза и про свещения народа. Было немало ошибок и срывов. Отсутствие опыта социального планирования и учета, преувеличение до стижений, нередкая замена глубокой и систематической работы леваческим фор мотворчеством (в годы первой пятилетки, например, практиковались «культштур- мы», «культзасады» и «культбомбы» и т. п .) — все это неизбежно приводило к негативным последствиям. Ценно то, что автор книги не обходит, не замалчивает эти явления, анализирует причины, их по родившие. Учреждение добровольного общества «Долой неграмотность!» отражало инициа тиву народных масс и было крупным со бытием в истории борьбы за культуру. В числе первых членов ОДН были В . И. Л е нин, М И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов, Р. И. Эйхе, М. И. Ульянова и многие другие видные деятели Коммуни стической партии и Советского государст ва. Известно, что за время своего сущест вования (1923— 1936 гг.) ОДН обучило около 5 млн. неграмотных. Деятельность ОДН еще мало изучена. В какой-то мере этот пробел ликвидирует исследование В. Куманева. К сожалению, в книге содержится неточность. Так. на стр. 264 говорится о том, что к началу 1938 года общество объединяло около 26 700 ячеек. ОДН ж е было распущено постановлением ЦК В КП (б ) и Совнарко ма от 26 февраля 1936 г. По-видимому, приведенные архивные данные отражают количество секций по ликвидации негра мотности и малограмотности, организо ванных на предприятиях и при местных Советах после ликвидации ОДН . Яркие страницы книги посвящены культ походу, начавшемуся осенью 1928 г. по инициативе комсомола. Его участники — культармейцы — боролись с неграмотно стью, считая это своим общественным дол гом. «К середине 1930 г.,— пишет В. Ку манев,— в рядах культармии насчитыва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2