Сибирские огни, 1974, №11
Ю. Марченко, В. Соскин, Ю. Фролов РЕВОЛЮЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ МАСС «Самое большое чудо, я думаю , было бы то, чтобы ликвидировать до конца самую комиссию по ликвидации безграмотно сти»,— в этой ленинской фразе — осозн а ние огромных трудностей, стоявших на пу ти осуществления всеобщего образования народа в стране, еще вчера по уровню гра мотности занимавшей последнее место в Европе. Всеобщая грамотность — основа культу ры общ ества. Решение этой, поистине гран диозной, исторической задачи, впервые по ставленной Октябрьской революцией,— предмет всестороннего исследования В . А. Куманева «Революция и просвещение масс» (М ., «Н аука», 1973). «Просвещение» — понятие очень широ кое. Его конкретное содерж ание непосто янно, и на каждом этапе развития обще ства меняется объем, глубина и характер распространяемых в м ассах знаний. Л и к без более чем для трех четвертей населе ния России и стал началом начал и той ступенью просвещения, в которой четко выразилась сущность культурной деятель ности Коммунистической партии и Совет ской власти. Ликбез,— четко определяет свою позицию автор,— никак не сводился к чисто общеобразовательной задаче, хотя она и превалировала над другими. Просве щение, а для большинства населения стр а ны его основу составляла ликвидация не грамотности, обеспечивало повышение со циальной активности трудящихся, увели чение массы, вовлекаемой в сознательное историческое действие. Целью пролетарской революции, писал К. Маркс, является не только изменение существующих условий жизни, но и изме нение самих людей, всестороннее развитие личности Революционное преобразование пронизывает все сферы общественной ж и з ни. Широчайшим полем столкновения клас совых интересов трудящихся и эксплуата торов стала культура. Утверждение нового, социалистического образа жизни было бы немыслимым без коренного переворота в духовной жизни, в мировоззрении масс. «Культурная революция» — термин, как нельзя более точно и емко определяющий характер этого переворота. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь ж е все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и от ныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации». Так писал Ленин, так понимал он сущность культурных пре образований в нашей стране (Поли. собр. соч., т. 35, стр. 289). В. Куманев значительное место отводит рассмотрению важнейших положений л е нинской теории культуры и культурной революции, колоссальной практической ра боте вождя пролетариата по подъему на родного просвещения. Отмечая целенаправленность и плано мерность культурных преобразований, В . Куманев пишет: «Коренной переворот в области культуры в условиях социали стического строя — это не стихийный про цесс, преследующий чисто «просвещенче ские» цели, а строго научная программа всестороннего развития трудящихся». Ком мунистическая партия и Советское госу дарство, исходя из конкретных условий и требований времени, определяют эту про грамму, руководят работой по ее вы полнению. Теоретическая часть, предпосланная мо нографии, обстоятельна. Ее дополняют широкий историографический и источнико ведческий обзоры. Известно, что история культурной революции в СССР привлека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2