Сибирские огни, 1974, №11

Ю. Марченко, В. Соскин, Ю. Фролов РЕВОЛЮЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ МАСС «Самое большое чудо, я думаю , было бы то, чтобы ликвидировать до конца самую комиссию по ликвидации безграмотно­ сти»,— в этой ленинской фразе — осозн а­ ние огромных трудностей, стоявших на пу­ ти осуществления всеобщего образования народа в стране, еще вчера по уровню гра­ мотности занимавшей последнее место в Европе. Всеобщая грамотность — основа культу­ ры общ ества. Решение этой, поистине гран­ диозной, исторической задачи, впервые по­ ставленной Октябрьской революцией,— предмет всестороннего исследования В . А. Куманева «Революция и просвещение масс» (М ., «Н аука», 1973). «Просвещение» — понятие очень широ­ кое. Его конкретное содерж ание непосто­ янно, и на каждом этапе развития обще­ ства меняется объем, глубина и характер распространяемых в м ассах знаний. Л и к ­ без более чем для трех четвертей населе­ ния России и стал началом начал и той ступенью просвещения, в которой четко выразилась сущность культурной деятель­ ности Коммунистической партии и Совет­ ской власти. Ликбез,— четко определяет свою позицию автор,— никак не сводился к чисто общеобразовательной задаче, хотя она и превалировала над другими. Просве­ щение, а для большинства населения стр а­ ны его основу составляла ликвидация не­ грамотности, обеспечивало повышение со ­ циальной активности трудящихся, увели­ чение массы, вовлекаемой в сознательное историческое действие. Целью пролетарской революции, писал К. Маркс, является не только изменение существующих условий жизни, но и изме­ нение самих людей, всестороннее развитие личности Революционное преобразование пронизывает все сферы общественной ж и з­ ни. Широчайшим полем столкновения клас­ совых интересов трудящихся и эксплуата­ торов стала культура. Утверждение нового, социалистического образа жизни было бы немыслимым без коренного переворота в духовной жизни, в мировоззрении масс. «Культурная революция» — термин, как нельзя более точно и емко определяющий характер этого переворота. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь ж е все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и от­ ныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации». Так писал Ленин, так понимал он сущность культурных пре­ образований в нашей стране (Поли. собр. соч., т. 35, стр. 289). В. Куманев значительное место отводит рассмотрению важнейших положений л е­ нинской теории культуры и культурной революции, колоссальной практической ра­ боте вождя пролетариата по подъему на­ родного просвещения. Отмечая целенаправленность и плано­ мерность культурных преобразований, В . Куманев пишет: «Коренной переворот в области культуры в условиях социали­ стического строя — это не стихийный про­ цесс, преследующий чисто «просвещенче­ ские» цели, а строго научная программа всестороннего развития трудящихся». Ком­ мунистическая партия и Советское госу­ дарство, исходя из конкретных условий и требований времени, определяют эту про­ грамму, руководят работой по ее вы ­ полнению. Теоретическая часть, предпосланная мо­ нографии, обстоятельна. Ее дополняют широкий историографический и источнико­ ведческий обзоры. Известно, что история культурной революции в СССР привлека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2