Сибирские огни, 1974, №11

КРИТИКА ИБИБЛИОГРАФИЯ Еф. Беленький У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО РОМАНА Роман — наиболее читаемый жаир худо­ жественной прозы — в последние годы при­ влекает к себе особое внимание и вы зы ва­ ет споры литературоведов, критиков, с а ­ мих романистов. Диспуты о его судьбах на международных и внутренних форумах, дискуссии на страницах журналов, много­ численные сборники и монографии.— все свидетельствует о большой важности про­ блемы. Одним из откликов на эту ж и во­ трепещущую тему является книга В . Гуры «Роман и революция»'. Она интересна как начало перехода от общетеоретического и типологического изучения жанра к поэтап­ ному. Автор выбрал один из самы х сл ож ­ ных периодов в истории советской литера­ туры— 20-е годы, время коренных соци­ альных изменений и резких поворотов в литературе. Проблема романа, как убедительно' по­ казано в книге В . Гуры, частица более об­ щей темы споров — о реализме, о роли ли­ тературы в познании глубинных социаль­ ных явлений и человеческих судеб. Сто­ ронники «антиромана» — противники реа­ лизма. Опираясь на теоретические открытия классиков русской критики, автор утвер­ ж д ает положение о тесной связи развития романа с процессом формирования реа­ лизма в русской литературе. Сама простор­ ность жанровой формы романа связана с задачей изображения действительности во всей ее полноте. Как заметил В . Белинский, в романе «общество видит свое зеркало и, через него, знакомится с самим собою, со ­ вершает великий акт самосознания». В рассматриваемом исследовании исто­ рия советского романа соотнесена с исто­ рией революции. Автор стремится просле­ дить процесс воздействия революции не только на содержание, но и на жанровые, структурные формы, пытается увидеть, как социальные процессы, в конечном счете, пропитывают собой все поры худож ествен­ ного организма, воздействуют и на его 1 В. Г у р а. Роман и революция. Пути со­ ветского романа. 1917—1929. М., «Советский писатель», i973. поэтику, определяют его идейную и эсте­ тическую значимость. Мысль книги полемически заострена против провозглашения кризиса реалисти­ ческих форм, утверждений об исчерпанно­ сти их возможностей. Отношение совет­ ских писателей к роману автор видит в словах М. Ш олохова: «Лично для меня вопрос о том, «быть или не быть роману», не стоит, так ж е как перед крестьянином не может встать вопрос — «сеять или не сеять хлеб». Всей логикой исследования В . Гура утверждает органичность романа для советской литературы, нерасторжи­ мость связей романа с судьбами реализма, беспочвенность концепции «антиромана». И звестно, что зарубежные советологи — противники социалистической революции — стремятся представить первое десятилетие в истории советской литературы как нача­ ло процесса ее деградации. Для них Ок­ тя б р ь— преграда, стена, столкнувшись с которой, все лучшее и талантливое в рус­ ском искусстве покинуло страну, ушло в эмиграцию. Для В. Гуры развитие повести « романа в эти годы —- живой и творче­ ский процесс, в движении которого возни­ кает литература нового мира — неповтори­ мо оригинальная, оказывающая благотвор­ ное воздействие на все художественное развитие человечества. «Революция,— ут­ верждает автор,— вливала в советский ро­ ман те живительные силы, которыми оп­ ределялись его новаторские качества». Историко-литературное исследование по­ добно зданию: оно стоит тем надежней, чем крепче его фундамент. Достаточно бывает взглянуть на сноски в «подваль­ ной» части книжного листа, чтобы уяснить, насколько основательно все сооружение. Д есять лет назад В. Гура сделал заявку на тему своей нынешней монографии док­ ладом «У истоков советского романа» на одной из научных конференций филологов. Книга, несомненно, итог многолетнего тру­ да. Прочитаны и осмыслены сотни романов и произведений, близких к романному ж ан ­ ру, материалы многочисленных дискуссий, монографий и статей, обследованы архивы. В круг интересов автора включена и по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2