Сибирские огни, 1974, №11
КРИТИКА ИБИБЛИОГРАФИЯ Еф. Беленький У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО РОМАНА Роман — наиболее читаемый жаир худо жественной прозы — в последние годы при влекает к себе особое внимание и вы зы ва ет споры литературоведов, критиков, с а мих романистов. Диспуты о его судьбах на международных и внутренних форумах, дискуссии на страницах журналов, много численные сборники и монографии.— все свидетельствует о большой важности про блемы. Одним из откликов на эту ж и во трепещущую тему является книга В . Гуры «Роман и революция»'. Она интересна как начало перехода от общетеоретического и типологического изучения жанра к поэтап ному. Автор выбрал один из самы х сл ож ных периодов в истории советской литера туры— 20-е годы, время коренных соци альных изменений и резких поворотов в литературе. Проблема романа, как убедительно' по казано в книге В . Гуры, частица более об щей темы споров — о реализме, о роли ли тературы в познании глубинных социаль ных явлений и человеческих судеб. Сто ронники «антиромана» — противники реа лизма. Опираясь на теоретические открытия классиков русской критики, автор утвер ж д ает положение о тесной связи развития романа с процессом формирования реа лизма в русской литературе. Сама простор ность жанровой формы романа связана с задачей изображения действительности во всей ее полноте. Как заметил В . Белинский, в романе «общество видит свое зеркало и, через него, знакомится с самим собою, со вершает великий акт самосознания». В рассматриваемом исследовании исто рия советского романа соотнесена с исто рией революции. Автор стремится просле дить процесс воздействия революции не только на содержание, но и на жанровые, структурные формы, пытается увидеть, как социальные процессы, в конечном счете, пропитывают собой все поры худож ествен ного организма, воздействуют и на его 1 В. Г у р а. Роман и революция. Пути со ветского романа. 1917—1929. М., «Советский писатель», i973. поэтику, определяют его идейную и эсте тическую значимость. Мысль книги полемически заострена против провозглашения кризиса реалисти ческих форм, утверждений об исчерпанно сти их возможностей. Отношение совет ских писателей к роману автор видит в словах М. Ш олохова: «Лично для меня вопрос о том, «быть или не быть роману», не стоит, так ж е как перед крестьянином не может встать вопрос — «сеять или не сеять хлеб». Всей логикой исследования В . Гура утверждает органичность романа для советской литературы, нерасторжи мость связей романа с судьбами реализма, беспочвенность концепции «антиромана». И звестно, что зарубежные советологи — противники социалистической революции — стремятся представить первое десятилетие в истории советской литературы как нача ло процесса ее деградации. Для них Ок тя б р ь— преграда, стена, столкнувшись с которой, все лучшее и талантливое в рус ском искусстве покинуло страну, ушло в эмиграцию. Для В. Гуры развитие повести « романа в эти годы —- живой и творче ский процесс, в движении которого возни кает литература нового мира — неповтори мо оригинальная, оказывающая благотвор ное воздействие на все художественное развитие человечества. «Революция,— ут верждает автор,— вливала в советский ро ман те живительные силы, которыми оп ределялись его новаторские качества». Историко-литературное исследование по добно зданию: оно стоит тем надежней, чем крепче его фундамент. Достаточно бывает взглянуть на сноски в «подваль ной» части книжного листа, чтобы уяснить, насколько основательно все сооружение. Д есять лет назад В. Гура сделал заявку на тему своей нынешней монографии док ладом «У истоков советского романа» на одной из научных конференций филологов. Книга, несомненно, итог многолетнего тру да. Прочитаны и осмыслены сотни романов и произведений, близких к романному ж ан ру, материалы многочисленных дискуссий, монографий и статей, обследованы архивы. В круг интересов автора включена и по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2