Сибирские огни, 1974, №11

ске, кажется, собрали в областной центр родителей, у которых не менее двух-трех детей продолжают дело своих отцов. Так знаете: выяснилось, что у некоторых по восемь-девять ребят остались работать на селе. И вот на этом совете с родителями было высказано много добрых пожеланий, советов. Все единодушно говорят, что надо с детства приучать ребят к сельскому тру­ ду. Один рассказывал, как своего сына маленьким еще брал с собой на трактор, на сенокосилку. Правда, наши законы не разрешают до определенного возраста пу­ скать ребят на машины, но тот механиза­ тор под свою ответственность действовал. И вырастил прекрасного механизатора! Слушаю Григория Михайловича, и перед моим мысленным взором проходит целая галерея моих старых друзей, ныне Героев Социалистического Труда, которые дейст­ вительно сумели передать детям свою лю­ бовь к земле, к родному селу. Вот несколь­ ко таких имен только в Омской области: тридцать лет руководил Северо-Любин- ским совхозом Константин Дмитриевич Никифоров. А его сын Геннадий теперь главный агроном соседнего совхоза, дочь Надя — ветеринарный врач. Долго дирек­ торствовал в совхозе «Боевой» Григорий Федорович Иванов. А до этого он возглав­ лял совхоз «Целинный» — с первой его борозды. И все дети пошли по пути отца: один сын — агроном, другой — землеустро­ итель, дочь заканчивает сельхозинсти­ тут, будет экономистом. В семье агрономов Климановых из того ж е совхоза «Боевой» сын Владимир тоже стал агрономом и ра­ ботает в родном совхозе. У Ивана Федо­ ровича Нечаева из совхоза «Омский» и сын стал агрономом, а теперь директором совхоза. А в Ново-Санжаровском совхозе сын директора хозяйства комсомолец Кон­ стантин Кошкин стал комбайнером и в 1973 году по намолоту зерна (он намоло­ тил более 12 тысяч центнеров) занял пер­ вое место в области. И годом раньше тоже был в числе первых. А возьмите Терентия Семеновича М аль­ цева. Трех агрономов вырастил он в своей семье! А Григорий Михайлович Ефремов? Все четыре сына — специалисты сельского хозяйства. Потому-то он и имеет мораль­ ное право упрекнуть некоторых других ро­ дителей за то, что не прививают своим де­ тям любви к земле. И в кабинете Григорий Михайлович не остыл от возбуждения, продолжал вы ска­ зы вать свои упреки: — В школах у нас возвеличивают неко­ торые модные профессии, но среди них нет сельских, хотя пора бы уже понять: нет более почетных профессий, чем профессия человека, кормящего все человечество! Р азве не почетна задача обеспечить лю­ дей научно обоснованной нормой питания? Вот мы за десять лет на голом месте, на бывшем картофелище, создали рабочий поселок, современный, удобный, дали нор­ мальную жизнь сотням людей. Разве это не романтика?.. А заменить все старые поселки с примитивными деревенскими из­ бами на современный лад — не романтика? Он вышел из-за стола, зашагал по про­ сторному кабинету. — Не так давно одна девушка пришла ко мне с жалобой: в семье уже решили, что после школы она дойдет работать сви­ наркой, туда, где и ее мать полтора десят­ ка лет трудится. А потом какие-то добрые . соседи начали подсмеиваться: нашли, мол, романтику — свиней кормить... Вот девуш ­ ка со слезами говорит, что теперь и мать против, потому что, вроде бы, никакой ро­ мантики не заметила. Разозлился я!.. Ты, говорю, скажи своей мамаше, что она де­ сять лет назад на центнер свинины израс­ ходовала двенадцать центнеров зерна, по­ тому что не очень грамотна, ничего не чи­ тала о передовых приемах. А я грамотная, изучала химию, биологию, быстро освою современную технологию и при тех двенад­ цати центнерах зерна выращу не менее трех центнеров свинины. Р азве это не по­ хвально, не заманчиво? Превзойти родите­ лей в мастерстве — не романтика? Думается, тут Григорий Михайлович очень прав! В век научно-технической ре­ волюции молодых людей надо приспосаб­ ливать к технике, к машинам как можно раньше. А это и любовь к делу, и интерес к машинам, раннее понимание значения тру­ да. И нет сомнения, что молодой человек, освоив машину — будь то трактор или до­ ильная установка, изберет более правиль­ ный путь в дальнейшей жизни. А то ведь для многих, окончивших среднюю школу и не поступивших в институт, наступает трагедия: он ничего не умеет... Григорий Михайлович готов винить и писателей, и работников кино, театров, по­ тому что и они не нашли средств для опо- этизации сельского труда, для воспитания гордости у тех, кто работает на самых трудных участках — на ферме, на мощной машине. — Недавно я встречался с школьниками старших классов,— говорит он.— Хорошо мы тогда побеседовали, откровенно и ду­ шевно... Начал я с ними, можно оказать, с самого грязного д е л а— с навоза. Как часто можно слышать суждение белоручки: «Ф ерм а— это же навозом пахнет...» А я рассказал ребятам, что такое этот самый навоз! Сколько дополнительного зерна, кар­ тофеля можно собрать, внеся навоз в почву, как это повышает ее плодородие. А сколько волнующего в наблюдении над растениями, которые ты сам же посеял или посадил! Ну, и если, с другой стороны... Вот дороги мы асфальтируем, тогда ведь если завести свою машину, то в любое, свободное от ра­ боты, время можно поехать в город Шад- рииск — дорога отнимает полчаса в один конец. Можно в областной центр — от нас туда по асфальту-то два с половиной часа езды. И всегда, каждый час, каждый день ты будешь чувствовать себя, живя в дерев­ не, как горожанин на даче, куда он рвется при каждом удобном случае,— в городе-то задыхается, особенно в большом А ребята сразу вопрос: «На машину-то надо сколько денег? Где их возьмешь?» А я как раз и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2