Сибирские огни, 1974, №11
ске, кажется, собрали в областной центр родителей, у которых не менее двух-трех детей продолжают дело своих отцов. Так знаете: выяснилось, что у некоторых по восемь-девять ребят остались работать на селе. И вот на этом совете с родителями было высказано много добрых пожеланий, советов. Все единодушно говорят, что надо с детства приучать ребят к сельскому тру ду. Один рассказывал, как своего сына маленьким еще брал с собой на трактор, на сенокосилку. Правда, наши законы не разрешают до определенного возраста пу скать ребят на машины, но тот механиза тор под свою ответственность действовал. И вырастил прекрасного механизатора! Слушаю Григория Михайловича, и перед моим мысленным взором проходит целая галерея моих старых друзей, ныне Героев Социалистического Труда, которые дейст вительно сумели передать детям свою лю бовь к земле, к родному селу. Вот несколь ко таких имен только в Омской области: тридцать лет руководил Северо-Любин- ским совхозом Константин Дмитриевич Никифоров. А его сын Геннадий теперь главный агроном соседнего совхоза, дочь Надя — ветеринарный врач. Долго дирек торствовал в совхозе «Боевой» Григорий Федорович Иванов. А до этого он возглав лял совхоз «Целинный» — с первой его борозды. И все дети пошли по пути отца: один сын — агроном, другой — землеустро итель, дочь заканчивает сельхозинсти тут, будет экономистом. В семье агрономов Климановых из того ж е совхоза «Боевой» сын Владимир тоже стал агрономом и ра ботает в родном совхозе. У Ивана Федо ровича Нечаева из совхоза «Омский» и сын стал агрономом, а теперь директором совхоза. А в Ново-Санжаровском совхозе сын директора хозяйства комсомолец Кон стантин Кошкин стал комбайнером и в 1973 году по намолоту зерна (он намоло тил более 12 тысяч центнеров) занял пер вое место в области. И годом раньше тоже был в числе первых. А возьмите Терентия Семеновича М аль цева. Трех агрономов вырастил он в своей семье! А Григорий Михайлович Ефремов? Все четыре сына — специалисты сельского хозяйства. Потому-то он и имеет мораль ное право упрекнуть некоторых других ро дителей за то, что не прививают своим де тям любви к земле. И в кабинете Григорий Михайлович не остыл от возбуждения, продолжал вы ска зы вать свои упреки: — В школах у нас возвеличивают неко торые модные профессии, но среди них нет сельских, хотя пора бы уже понять: нет более почетных профессий, чем профессия человека, кормящего все человечество! Р азве не почетна задача обеспечить лю дей научно обоснованной нормой питания? Вот мы за десять лет на голом месте, на бывшем картофелище, создали рабочий поселок, современный, удобный, дали нор мальную жизнь сотням людей. Разве это не романтика?.. А заменить все старые поселки с примитивными деревенскими из бами на современный лад — не романтика? Он вышел из-за стола, зашагал по про сторному кабинету. — Не так давно одна девушка пришла ко мне с жалобой: в семье уже решили, что после школы она дойдет работать сви наркой, туда, где и ее мать полтора десят ка лет трудится. А потом какие-то добрые . соседи начали подсмеиваться: нашли, мол, романтику — свиней кормить... Вот девуш ка со слезами говорит, что теперь и мать против, потому что, вроде бы, никакой ро мантики не заметила. Разозлился я!.. Ты, говорю, скажи своей мамаше, что она де сять лет назад на центнер свинины израс ходовала двенадцать центнеров зерна, по тому что не очень грамотна, ничего не чи тала о передовых приемах. А я грамотная, изучала химию, биологию, быстро освою современную технологию и при тех двенад цати центнерах зерна выращу не менее трех центнеров свинины. Р азве это не по хвально, не заманчиво? Превзойти родите лей в мастерстве — не романтика? Думается, тут Григорий Михайлович очень прав! В век научно-технической ре волюции молодых людей надо приспосаб ливать к технике, к машинам как можно раньше. А это и любовь к делу, и интерес к машинам, раннее понимание значения тру да. И нет сомнения, что молодой человек, освоив машину — будь то трактор или до ильная установка, изберет более правиль ный путь в дальнейшей жизни. А то ведь для многих, окончивших среднюю школу и не поступивших в институт, наступает трагедия: он ничего не умеет... Григорий Михайлович готов винить и писателей, и работников кино, театров, по тому что и они не нашли средств для опо- этизации сельского труда, для воспитания гордости у тех, кто работает на самых трудных участках — на ферме, на мощной машине. — Недавно я встречался с школьниками старших классов,— говорит он.— Хорошо мы тогда побеседовали, откровенно и ду шевно... Начал я с ними, можно оказать, с самого грязного д е л а— с навоза. Как часто можно слышать суждение белоручки: «Ф ерм а— это же навозом пахнет...» А я рассказал ребятам, что такое этот самый навоз! Сколько дополнительного зерна, кар тофеля можно собрать, внеся навоз в почву, как это повышает ее плодородие. А сколько волнующего в наблюдении над растениями, которые ты сам же посеял или посадил! Ну, и если, с другой стороны... Вот дороги мы асфальтируем, тогда ведь если завести свою машину, то в любое, свободное от ра боты, время можно поехать в город Шад- рииск — дорога отнимает полчаса в один конец. Можно в областной центр — от нас туда по асфальту-то два с половиной часа езды. И всегда, каждый час, каждый день ты будешь чувствовать себя, живя в дерев не, как горожанин на даче, куда он рвется при каждом удобном случае,— в городе-то задыхается, особенно в большом А ребята сразу вопрос: «На машину-то надо сколько денег? Где их возьмешь?» А я как раз и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2