Сибирские огни, 1974, №11
ли у руководителя нет любви к родному хозяйству, он, как говорится, не заж ж ет любовью и другие сердца. — А вот надо бы спросить директоров совхозов, председателей колхозов, да, если хотите, и районных руководителей,— опять загорячился Григорий Михайлович.— Спро сить: а ваши дети где трудятся? На кого учатся?.. На это дело надо так смотреть: если ты пришел, скаж ем , к руководству колхозом по собственному желанию, по любви, то ты обязан привить эту любовь и своим детям! Пусть не всем, вдруг у кого- то особые задатки проявились, пусть р аз вивает их. Но ведь в жизни-то как полу чается? Идет председатель колхоза в свою школу, выступает перед выпускниками, скаж ем , десятого класса и горячо агитиру ет ребят остаться в родном колхозе, учить ся на агронома или там на зоотехника. А среди выпускников сидит и его сын, кото рого он давно уж е решил направить в го род, а здесь распинается о любви к земле, к родному селу. Выходит, для других его слова? Так? И не понимает такой руково дитель, что он тем самым роняет автори тет, да и не только свой... Ну, да вы пони маете, конечно, что хочу сказать,— сразу титле ааговорил Григорий Михайлович и вытер пот со лба.— Если городские руко водители готовят своих детей к деятельно сти городского тип а—-на завод или еще куда, это как-то понять можно. И мы хо рошо знаем, что ни один городской папа ша не настраивает своего сына стать, ск а ж ем, ветеринарным врачом или пойти на ферму дояром, скотником... Но если и сель ские папаши будут ратовать за отправку своих детей только в город, то что ж е останется от деревни? Григорий Михайлович глядит на меня, ж дет ответа. А что ответить? Конечно, сам-то Григорий Михайлович в этом деле чист, что назы вается, он сумел передать своим детям любовь к земле, к селу. И он, естественно, имеет моральное право спро сить своих собратьев-руководителей: сами- то вы всерьёз любите свое дело или только службу несете? Считаете свое пребывание в деревне временным явлением? Если так, то у вас нет морального права выступать перед другими, агитировать их остаться в деревне. Вопрос, конечно, сложный. Но все ж е мысли Григория Михайловича заслуж и ва ют внимания. Каждый районный и сель ский руководитель должен, как говорится, личным примером показывать, как надо воспитывать своих детей в любви к родной земле. — Ну, и как ж е поступили с той учи тельницей?— поинтересовался я. — А, с учительницей...— словно очнулся от дум Григорий Михайлович и пошагал дальше.— За последние пять лет проследи ли путь всех ее учеников. Только один из брал сельскую профессию... — Значит, и от поощрения её воздер жались? — Почти... Конечно, это заслуга, что в селе больше двадцати лет учительствова ла. Но для села-то польза невелика. Тут и другие, незаслуженные, грамоте-то ребят научили бы. А вот привить любовь к зем ле... Выделил я для поощрения, но если бы она помогла воспитать хотя бы десяток-два — по одному патриоту за год работы, кото рые полюбили труд на земле и остались в родном селе, я не пожалел бы для поощ рения никаких денег, как говорится, озо лотил бы! И он снова заговорил о роли руководя щих работников и интеллигенции в деле воспитания хлеборобов и животноводов из числа молодежи. Опять загорячился: — Вот ведь как было дело-то до послед него времени... Многие годы школьные вос питатели пугали деревенских ребятишек: плохо будете учиться, придется свиней па сти, в пастухи отправляться. Так ведь бы ло? — Григорий Михайлович остановился, достал из кармана пробирочку, высыпал на ладонь горошинку — нитроглицерин, от правил в рот. Постояв немного, пошагал дальше. Продолжал тиш е:— Мы не можем благодарить школу за такую подготовку наших ребятишек. Сейчас работу школы как оценивают? По успеваемости учеников. И еще — у кого меньше второгодников, тот ,в соревновании победил. А если бы на мою власть, для сельских школ, наряду с успеваемостью , главным показателем по ставил бы такой: скольким ребятишкам помогли привить любовь к сельским про фессиям! Скольких хлеборобов и животно водов воспитали! Теперь именно сельская школа должна стать главным поставщиком квалифицированных кадров для колхозов и совхозов. Ведь не все идут в высшие учебные заведения, а при общем среднем образовании и рабочий класс будет по полняться только выпускниками средних школ. Так что... А ведь тут невольно воз никает и такой щепетильный вопрос: вот учитель нахваливает ребятишкам, скажем , профессию свиновода, будем говорить с заглядом вперед — оператора фермы. А свою дочь с малых лет настраивает на другое — только не в деревню... Вопрос, ко нечно, сложный, но в принципе должно быть так: кто готовит себя для работы на селе, должен с любовью готовиться, зна чит, и своих детей готовить, прививать им эту самую любовь. Иначе и учителя, и ру ководители сельские окажутся в роли вредных болтунов! Подойдя к конторе, Григорий Михайло вич задерж ался у крыльца. Но, как видно, все, о чем он говорил, сильно волновало его. — Тут, конечно, через палку гнуть нель зя. Но тогда только голос воспитателей и руководителей будет услышан и родителя ми учеников, значит, тогда можно как бы в одной упряжке с ними действовать. А ведь и родители отнесутся к голосу руко водителя с доверием, когда увидят, что тот с душой ведет эту работу, а не по за д а нию свыше. Но тут и родителей надо уме ло настраивать и поощрять. Не так давно в газете было сообщение,— сразу оживил ся Григорий Михайлович,— В Новосибир
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2