Сибирские огни, 1974, №11
ферме Люшустера уделено много внима ния — она как бы образцовая. — Кое-что из опыта американцев мы у себя применяем. Скажем, вводим трехпо- родное скрещивание свиней. У Люшустера на ферме содержится пятнадцать тысяч свиней на откорме, а у нас — в два раза больше. — А если сравнить результаты Люшусте ра и ваши? — Пока мы отстаем,— передохнул Гри горий Михайлович.— Но совсем на малень ко... У Люшустера на каждого работника производится за год по 1250 центнеров сви нины, а у нас — тысячу сто с небольшим. Но свинарка Аввакумова, с которой мы бесе довали, получила в прошлом году 1227 центнеров привеса, а Александра Сапо- ва — 1271. Но, думаю, года через три-че- ты-ре наша седьмая ферма обставит и Лю шустера. Особенно если комбикормовая промышленность будет выдерживать ре цептуру приготовления кормов для свиней. Когда возвращались на усадьбу, Григо рий Михайлович завел меня на строящую ся плотину, оживленно заговорил: — Видите, какой большой котлован бу дет?.. Сама природа создала тут место для большого озера. Вода подойдет как раз вон к тому сосновому бору,— показал он рукой в сторону видневшегося вдали бо ра.— Там у бора и санаторий будет. А в озере рыбу разведем. Для всех будет удо вольствие: кому купаться, кому рыбу ло вить, кому просто на лодочке прокатиться. Ну, а кому надо подлечиться — в санато рии будут и грязевые ванны, и радоновые, все по-современному. А то, знаете, наши рабочие отказываются уже от путевок в дома отдыха. Только в санаторий... Когда спускались с плотины, Григорий Михайлович продолжил: — Ну, а пока нет своего санатория, из своего фонда выделил деньги на путевки... Каждый год тридцать шесть путевок в са натории. Это, кроме тех, что выделяются по линии профсоюза,— уточнил он,— А теперь посмотрим нашу среднюю школу. 10 И вот мы стоим вблизи двухэтажного каменного здания школы. Она построена на высоком месте, отсюда хорошо про сматривается весь поселок совхозной цен тральной усадьбы. Виден заводской кор пус ремонтной мастерской, во дворе кото рой десятки тракторов и различных ма шин, виден и центр поселка, где возведе ны Дворец культуры, контора, столовая, гостиница, магазин. Просматривается за выросшими уже тополями и березками жилой массив: в одной стороне — многоэтаж ные дома, в другой — деревянные особнячки. А здесь, по соседству со школой, образо вался особый уголок: здание школьного интерната, в котором, как сообщил Григо рий Михайлович, размещается 140 человек, жилой дом учителей. Он трехэтажный, с квартирами городского типа и с городски ми ж е коммунальными удобствами. Как-то трудно поверить, что не так еще давно здесь не было никаких построек. Первое здание начали возводить в 1958 го ду, и вот, пожалуйста: большой, современ ный поселок. — Здесь было картофельное поле,—-на поминает Григорий Михайлович Ефре мов.— Но место хорошее, светлое... По всему чувствуется, что Григорий Ми хайлович горд за поселок, ставший и для него родным. Д а почему бы и не погор диться! По всему видно, что Григорий Михайло вич любит строить! З а последние годы он отстроил два хозяйства. Понькинская МТС стала в свое время и по отстроенности, и по показателям производства лучшей в Курганской области. А теперь вот и совхоз «Красная звезда» по отстроенности — тоже лучший в области. Недаром ж е именно их центральная усадьба удостоена Диплома. Я напомнил об этой награде Григорию Михайловичу. Он улыбнулся: — Вообще-то, говорят, было намечено дать нам Диплом второй степени, но прие хали товарищи посмотреть наш поселок и говорят: все вытягивает на вторую степень, но вот тротуаров асфальтированных нет. Потоку и третья степень. А теперь скоро все под асфальтом будет... Окинув взором школьное здание, поче му-то передохнул. А когда пошли дальше, заговорил мечтательно: — Самые большие надежды возлагаю на школу! Потому проявили заботу и об уче никах, и об учителях. В каких совхозах есть школьный городок и такие благоуст роенные квартиры для учителей? — Сам ответил: — Пока нигде в нашей области нет. А мы пошли на это... Надеемся и на отдачу! Прошагав с десяток шагов, остановился: — Не так давно звонят мне из района: надо бы поощрить учительницу с одной из наших ферм — двадцать три года в одной школе работает. Конечно, стаж большой и за это надо поощрять. Но я спрашиваю: многие ли её ученики остались работать в своем родном селе? А мне отвечают: ка кое это имеет значение? Понимаете? — вдруг загорячился Григорий Михайлович.— Какое значение! Д а самое главное значе ние имеет именно этот факт для оценки учителя сельской школы! Сама долго жи вет в селе, значит,- любит его, любит жизнь в деревне, стало быть, обязана эту свою любовь передать и своим ученикам! А как ж е иначе?.. Григорий Михайлович начал развивать свои мысли в этом направлении. Почему в одном хозяйстве люди охотно остаются, а из других бегут? Секрет тут, как он счи тает, в роли руководителя. Григорий Ми хайлович подтвердил мысль, высказанную Терентием Мальцевым в начале этого очер ка: если сам руководитель полюбит свое дело, свой совхоз или колхоз, он обяза тельно найдет путь к сердцам своих под чиненных, привьёт и им эту любовь. А ес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2