Сибирские огни, 1974, №11

ферме Люшустера уделено много внима­ ния — она как бы образцовая. — Кое-что из опыта американцев мы у себя применяем. Скажем, вводим трехпо- родное скрещивание свиней. У Люшустера на ферме содержится пятнадцать тысяч свиней на откорме, а у нас — в два раза больше. — А если сравнить результаты Люшусте­ ра и ваши? — Пока мы отстаем,— передохнул Гри­ горий Михайлович.— Но совсем на малень­ ко... У Люшустера на каждого работника производится за год по 1250 центнеров сви­ нины, а у нас — тысячу сто с небольшим. Но свинарка Аввакумова, с которой мы бесе­ довали, получила в прошлом году 1227 центнеров привеса, а Александра Сапо- ва — 1271. Но, думаю, года через три-че- ты-ре наша седьмая ферма обставит и Лю ­ шустера. Особенно если комбикормовая промышленность будет выдерживать ре­ цептуру приготовления кормов для свиней. Когда возвращались на усадьбу, Григо­ рий Михайлович завел меня на строящую­ ся плотину, оживленно заговорил: — Видите, какой большой котлован бу­ дет?.. Сама природа создала тут место для большого озера. Вода подойдет как раз вон к тому сосновому бору,— показал он рукой в сторону видневшегося вдали бо­ ра.— Там у бора и санаторий будет. А в озере рыбу разведем. Для всех будет удо­ вольствие: кому купаться, кому рыбу ло­ вить, кому просто на лодочке прокатиться. Ну, а кому надо подлечиться — в санато­ рии будут и грязевые ванны, и радоновые, все по-современному. А то, знаете, наши рабочие отказываются уже от путевок в дома отдыха. Только в санаторий... Когда спускались с плотины, Григорий Михайлович продолжил: — Ну, а пока нет своего санатория, из своего фонда выделил деньги на путевки... Каждый год тридцать шесть путевок в са­ натории. Это, кроме тех, что выделяются по линии профсоюза,— уточнил он,— А теперь посмотрим нашу среднюю школу. 10 И вот мы стоим вблизи двухэтажного каменного здания школы. Она построена на высоком месте, отсюда хорошо про­ сматривается весь поселок совхозной цен­ тральной усадьбы. Виден заводской кор­ пус ремонтной мастерской, во дворе кото­ рой десятки тракторов и различных ма­ шин, виден и центр поселка, где возведе­ ны Дворец культуры, контора, столовая, гостиница, магазин. Просматривается за выросшими уже тополями и березками жилой массив: в одной стороне — многоэтаж­ ные дома, в другой — деревянные особнячки. А здесь, по соседству со школой, образо­ вался особый уголок: здание школьного интерната, в котором, как сообщил Григо­ рий Михайлович, размещается 140 человек, жилой дом учителей. Он трехэтажный, с квартирами городского типа и с городски­ ми ж е коммунальными удобствами. Как-то трудно поверить, что не так еще давно здесь не было никаких построек. Первое здание начали возводить в 1958 го­ ду, и вот, пожалуйста: большой, современ­ ный поселок. — Здесь было картофельное поле,—-на­ поминает Григорий Михайлович Ефре­ мов.— Но место хорошее, светлое... По всему чувствуется, что Григорий Ми­ хайлович горд за поселок, ставший и для него родным. Д а почему бы и не погор­ диться! По всему видно, что Григорий Михайло­ вич любит строить! З а последние годы он отстроил два хозяйства. Понькинская МТС стала в свое время и по отстроенности, и по показателям производства лучшей в Курганской области. А теперь вот и совхоз «Красная звезда» по отстроенности — тоже лучший в области. Недаром ж е именно их центральная усадьба удостоена Диплома. Я напомнил об этой награде Григорию Михайловичу. Он улыбнулся: — Вообще-то, говорят, было намечено дать нам Диплом второй степени, но прие­ хали товарищи посмотреть наш поселок и говорят: все вытягивает на вторую степень, но вот тротуаров асфальтированных нет. Потоку и третья степень. А теперь скоро все под асфальтом будет... Окинув взором школьное здание, поче­ му-то передохнул. А когда пошли дальше, заговорил мечтательно: — Самые большие надежды возлагаю на школу! Потому проявили заботу и об уче­ никах, и об учителях. В каких совхозах есть школьный городок и такие благоуст­ роенные квартиры для учителей? — Сам ответил: — Пока нигде в нашей области нет. А мы пошли на это... Надеемся и на отдачу! Прошагав с десяток шагов, остановился: — Не так давно звонят мне из района: надо бы поощрить учительницу с одной из наших ферм — двадцать три года в одной школе работает. Конечно, стаж большой и за это надо поощрять. Но я спрашиваю: многие ли её ученики остались работать в своем родном селе? А мне отвечают: ка­ кое это имеет значение? Понимаете? — вдруг загорячился Григорий Михайлович.— Какое значение! Д а самое главное значе­ ние имеет именно этот факт для оценки учителя сельской школы! Сама долго жи­ вет в селе, значит,- любит его, любит жизнь в деревне, стало быть, обязана эту свою любовь передать и своим ученикам! А как ж е иначе?.. Григорий Михайлович начал развивать свои мысли в этом направлении. Почему в одном хозяйстве люди охотно остаются, а из других бегут? Секрет тут, как он счи­ тает, в роли руководителя. Григорий Ми­ хайлович подтвердил мысль, высказанную Терентием Мальцевым в начале этого очер­ ка: если сам руководитель полюбит свое дело, свой совхоз или колхоз, он обяза­ тельно найдет путь к сердцам своих под­ чиненных, привьёт и им эту любовь. А ес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2