Сибирские огни, 1974, №11
дить негров? — Он довел толпу до волнения, хитрец, ловец душ и нена вистник рабства , он шел окольной дорогой.— Уравнять негров с нами? Мои личные чувства не допускают этого.— Он перепахал поле и подо шел к опасной черте, з а которой мог остаться в одиночестве.— Благо родный Генри Клэй мечтал вернуть Африке ее черных детей, и вместе с ним мечтали об этом и мы. Их увезли силой, увезли дедов и отцов, мы вернули бы детей, а они привезли бы в Африку плоды религии, ци вилизации... — И рубцы от батогов! — послышался голос Нади. — Совершенно верно, леди,— подхватил Линкольн,— и кровавые рубцы на спинах. Но свобода излечивает раны, а негры были бы в Аф рике свободны. Чего ж е не х ва т а е т нам, чтобы сд ел а т ь подарок Афри ке? Пустяка! Каких-нибудь двух миллиардов долларов, раб — собст венность, и правительство должно выкупить его... — Если бы он стал президентом,— крикнул Д у г л а с ,— он потратил бы ваши деньги на выкуп рабов! — Лучше потратить их на негров,— продолжал Линкольн,— чем на войну, которой пугает в а с Ду гла с . Но Юг не продаст рабов, как мы не продадим своих домов и своего рабочего скота. В городах Юга печа таются тома, доказывающие, какая замечательная штука рабство, но мы еще ни разу не встретили шутника, который попросился бы в не вольники. Проклятые общества в том, что некоторые стараются перело жить бремя труда со своих плеч на плечи другого. Но если некий Смит может дока зать , что он вправе поработить Джон с а , то почему же Дж о н с не может однажды дока зать , что он может взну здать Смита?! — Холодный ветер заставил Авр а ам а надеть сюртук, он проделал это, не уклюже изогнувшись, не заботясь , что кругом толпа .— Мне возражают, что Смит — белый, а Дж о н с — черный. Остерегайтесь этого, люди! Вы можете с т а т ь рабом первого встречного, у кого кожа светлее вашей, особенно вы, Стифен Ду г ла с , с лицом добротной индейской выделки. Самы е откровенные сторонники рабства говорят о законе выгоды — мне выгодно сделать рабом другого, и я это делаю. Остерегайтесь и этого, придет день, и другой док аж е т свою силу и свою выгоду, а вам в удел достанется рабство... Над рощей темнело небо с редкими звездами , шумела листьями дубрава , люди подступили теснее к подмосткам , Д у г л а с снова пугал толпу зрелищем одичалых, свободных рабов. Нищета и хао с станут уделом страны. На Юге не увидишь черного раба с протянутой рукой попрошайки, в одном Нью-Йорке встретишь за день больше нищих,' чем на Юге за сто лет. — Д у г л а с прав, у нас еще слишком много бедности,— согласился Линкольн,— мы потому только и согласны взять на себя бремя админи страции, что надеемся сд елать все необходимое для народа, обеспечить больных и малолетних, построить дороги и мосты, з а ставить каждого у в аж а т ь законы. Но Д у г л а с имел неосторожность говорить здесь о раб стве, и я отвечу.— Он будто тяготился этой необходимостью, но другого выхода не находил.— Хотя мы и считаем, что рабство — зло, мы все ж е можем позволить себе оставить его в том положении, в каком получи ли его от наших дедов. Но можем ли мы, свободные люди, позволить ему прийти и сюда, в другие штаты и территории, и захлестнуть нас? На это мы говорим: нет! Нет и нет! Если мы не защитим свободу, понадо бится немного времени, чтобы превратить в вещь и белых бедняков, каждо го из вас, едва вы оступитесь или останетесь без денег или кре дита. Итак, преисполнимся веры, что правые вершат правые дела, бу дем стоять до конца и выполним наш долг! Он не загонял маттунцев в тесный угол, как Ду гла с , решение от кладывалось, а что еще т а к любо человеку, з а н я т о м у д н е в н ы м и трудами,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2