Сибирские огни, 1974, №11
Надя слушала Линкольна, запрокинув голову, не отводя взгляда ст подвижного кадыка, грозных бровей над добрыми глазами и б ол ь шого, насмешливого рта. Что-то в ее взгляде было от удивления при встрече с антиподом и от того, что за полным несходством облика кры лось и что-то близкое. Я и сейчас помню миг, когда заметил, к а к Н а дя с л у ш а е т Авраама : чувство зависти, глупое сиротство, шутовское желание отстранить Эйби и заговорить с подмостков самому ,— вот что поднялось во мне. Когда говорил Ду гл а с и Авраам стоял, переплетя на груди длинные руки, Надя смотрела не на оратора, а на него, как он вертит шеей в широком воротнике, как утирает большим платком лицо, как жмурит гла за и пятерней ра зглаживает волосы, как посматривает на часы, вытаскивая их на цепочке из жилетного кармана. В глупой ревнивой горечи я не сразу услышал, что Ду гла с з а гово рил о рабах до сих пор кандидаты вели пристрелку из малых ору дий, теперь дело шло к взрыву,— голос Ду гла с а набрал рычащую си лу. Он говорил о неграх, но и всякий другой пришелец, хоть и с белой шкурой, рожденный ирландкой или шотландской женщиной, должен был трепетать и помнить, что Америка принадлежит ему не вполне, что у этой земли есть истинные хозяева. Стифен Д у г л а с подлаживал ся к здешнему обывателю-янки, настаивал на его п р е и м у щ е с т в е н н о м праве владеть землей, богатствами и будущим Америки. Мы свободные люди,— льстил он им,— мы равны друг другу перед Богом и перед законом, но раб не равен нам, собственность не может равнять ся своему хозяину. Он похвалялся, скольким немцам и ирландцам дала приют Америка, и тут же, тяжелым плугом, проводил борозду неравен ства между истинными детьми Америки и пришельцами. Линкольн поднял руку и ск а зал ухмыляясь: — Как-то я спросил ирландца, зачем он не в Америке родился, был бы и он настоящий американец, д аж е и на пароход не пришлось бы тратиться. Знаете, что он мне ответил? — Авраам выдержал паузу.— Клянусь честью, именно этого я и хотел,— ск а зал бедняга,— но мама поступила иначе! Анекдот слегка окропил почву, но дело шло о серьезном, за другим плугом шагал сердитый пахарь. Он объявил толпе, что республиканцы хотят междоусобной войны, восстания рабов, которое окончится неви данной кровью: благородные джентльмены Юга не уступят банде из менников, и братоубийство станет неизбежным. Как ловкий матадор, он метался вокруг Авраама, вонзал в него бандерильи, надеясь, что из уст республиканского кумира сорвется неосторожное слово, и осторож ные люди отпадут в пользу Ду гл а с а . «Чего ж е вы хотите? — требовал он ответа.— Вы скрываете истину д аж е от собственных жен, вы хотите хаоса, богопротивной свободы, разорения плантаторов!» Дугла с жд ал , ж д а л а и толпа, а Эйби словно добивался трезоги толпы и недобрых предчувствий. — Если бы я знал, как поступить,— начал он, наконец, со скрытой печалью на несовершенство мира,— я пришел бы к вам посланцем Господа и разрешил бы ваши сомнения. Но я знаю немного, празда, больше почтенного Стифена Ду гла с а , а это так мало. Я против того, чтобы рабство пришло и в свободные штаты; всякий здоровый человек против зара зы . Дру зья Ду гла с а говорят: мистер Эйби, вы с ажа ете в повозку грязного борова, свою собственность, и везете его на ярмарку в свободный штат, хоть на лужайку перед Белым домом. Отчего же нам не ввезти свою собственность, своего раба? — Он поворачивал д е по к собственной невыгоде и, казалось, споткнувшись, встал .— Это ло гично, а б с о л ю т н о л о г и ч н о , если бы не было разницы между свиньями и неграми! Если бы негр не был ч е л о в е к о м , за которого в ответе мы — перед Богом и совестью. Что же нам делать? Освобо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2