Сибирские огни, 1974, №11

кинорежиссера Ж . Бунтара являются полнометражная документальная картина «Сухэ-Батор» и художественный фильм «Год затмения солн ­ ца». Национальный кинематограф пополнился интересными, со д ерж а ­ тельными фильмами «Первые шаги», «Красный флажок», «Моя Монго­ лия», «Звук мотора», «Борьба» и др. С революционной .песни «Шивээ Хиагт» («Крепость Кяхта» ) берет свое начало современная музыкальная культура нашей страны. Изуче­ ние народного музыкального творчества, собирание и обработка народ­ ных песен, проделанные первыми нашими композиторами, помогли им сохранить в своих произведениях национальный колорит, сделать их понятными и близкими народным массам . Монгольская песня разнооб­ разна как в жанровом, т ак и в тематическом плане. Здесь есть произ­ ведения и маршевые, и романтически-приподнятые, и задушевно-лири­ ческие, песни философско-исторического, драматического содержания. В становлении современной музыкальной культуры большую роль сыграл молодой монгольский театр. В составе оркестра театра работали в свое время известные певцы и музыканты, носители богатых тради­ ций народного творчества. Следует отметить заслуги певца и компози­ тора М. Д у г арж а в а . Его песни, основанные на творческом осмыслении традиционного фольклора, проникнутые глубоким революционным па­ фосом, пользуются и поныне широкой популярностью. От первых революционных песен героической борьбы за свободу и независимость страны до новых крупных музыкальных произведений — опер, балетов, симфоний, ораторий, воспевающих нашу социалистиче­ скую действительность,— таков путь развития новой монгольской му­ зыки, активно способствующей духовному росту и эстетическому вос­ питанию нашего народа. Монгольские композиторы стремятся к тому, чтобы обогащать прогрессивные традиции народной музыки, творчески освоить лучшие достижения мировой классической и современной му­ зыкальной культуры. В творчестве композиторов все глубже отражается наша современ­ ность 'и героическая борьба монгольского народа за социализм, обога ­ щаются формы, стили и жанры музыкального искусства. Растут моло­ дые таланты, активно работающие в различных сферах музыкальной культуры. Наши композиторы прилагают свои усилия к тому, чтобы создать больше оперных, балетных и симфонических произведений, обеспечить новый подъем инструментальной музыки разных форм и хорового ис­ кусства, добиться повышения идейно-художественного и профессио­ нального уровня музыки для эстрады и кино, радио и телевидения. Ком ­ позиторы в содружестве с .поэтами со здают новые замечательные пес­ ни, которые воодушевляют народ на трудовые подвиги. Об успехах профессиональной музыкальной культуры МН Р свиде­ тельствует жФнровое преобладание крупных вокальных, инструмен­ тальных, вокально-инструментальных и сценических произведений. З а последние два десятилетия созданы такие значительные произведения, как оперы «Унэн» С. Гончиг-сумлы, «Путь Счастья», «Борьба», «Амар- сана» Б. Дамдинсурена, «Царственный орел», «Крепость Кяхта» Д . Лув- саншерава; балеты «Цветок среди бурьянов» Э. Чойдога, «Сельский пра­ здник», «Друзья» С. Гончиг-сумлы, «Легенда об озере» Б. Дамдинсуре­ на, «Умелец Ха с » Ж. Чулуна. Появился ряд талантливых произведе­ ний в области симфонической музыки. Большим успехом пользуются у слушателей симфонии С. Гончиг- сумлы, Л . Мурдоржа, Э. Чойдога, Ц. Намсрайжава . В последние годы бурно развивается камерно-инструментальный жанр. Композиторы ча­ сто обращаются и к формам, которые позволяют им делать большие социальные обобщения; появился ряд крупных произведений кантатно- ораториального жанра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2