Сибирские огни, 1974, №11

Если дореволюционная Монголия не имела ни одного учреждения культурно-просветительного или художественного профиля, то ныне на­ ша страна имеет 12 профессиональных театров и художественных уч­ реждений, студию художественных и документальных фильмов, 23 Д о ­ ма культуры, 360 клубов, 14 народных театров, свыше 2000 кружков художественной самодеятельности, около 800 библиотек и читален, 26 музеев и т. д. На каждое место в Доме культуры, клубе или красном уголке приходится 20 человек населения. Особое значение имеет куль­ турно-просветительная работа на местах. После победы кооперативно­ го движения значительно увеличилась сеть культпросветучреждений, эта работа ст ала вестись более организованно и эффективно. С первых дней революции МНРП придавала большое значение ис­ кусству как средству воспитания трудящихся в революционном духе, разоблачения существа феодального, религиозного и колониального гнета, утверждения всего нового. Несомненно, в этих условиях более бы­ стрыми темпами, по сравнению с другими видами, начинают ра звивать ­ ся песенно-музыкальное и театральное искусство как наиболее массо ­ вые формы творчества. Первыми произведениями нового монгольского театра были агита­ ционные картины, импровизационные спектакли и песни-пьесы, дейст­ вие которых развертывалось по сюж ету народных драм и по мотивам диалогических песен; назову здесь, в частности, такую оригинальную пьесу, каковой является «Сандо амбан» (или «Краткая история недав­ него прошлого») С. Буяннэмэха, ярко отразившая борьбу народа про­ тив иноземных захватчиков. / В 1926 году в Улан-Баторе открылся Народный Дом культуры, сы ­ гравший немалую роль в расширении репертуара национальной др а ­ матургии, в повышении ее идейно-художественного уровня и усовершен­ ствовании мастерства первых энтузиастов сцены. Наряду с пьесами историческими, появляются первые опыты по­ становок на современную тему. В 1931 году был создан Государствен ­ ный центральный театр. Он одну за другой ставит пьесы Ш. Аюуши, С. Буяннэмэха, М. Ядамсурэна, Д . Намдага... Первый большой успех приходит в 1933 году. В Москве на международной олимпиаде револю­ ционных театров молодой монгольский театр, показавший пьесу С. Б у ­ яннэмэха «Темная власть», занимает одно из первых мест среди 26 творческих коллективов из СССР , Англии, Германии, Франции, Гол ­ ландии и других стран. Середина 30-х годов ознаменована жанровым расширением репертуара театра. Музыкальная драма «Среди печаль­ ных гор» Д . Наца гдоржа , поставленная в 1934 году, открыла первую страницу в истории монгольской национальной оперы. Обращается т е ­ атр и к мировой классике, и к советской драматургии. Все го з а два се ­ зона были поставлены такие крупные пьесы, как «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Овечий источник» Лопе д е ’Вега, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Проделки Скапена» Мольера, «Ревизор» Гоголя. В 1935 году открывается кинофабрика,— событие, знаменательное не только в истории монгольского кино, но и всей системы культуры. Вскоре появляется фильм «Сын Монголии» — первый опыт творческого содружества монгольских и советских кинематографистов, а затем вы ­ пускается целый ряд художественных и документальных лент, сы гр а в ­ ших важную роль в становлении монгольского кино. Монгольское киноискусство растет в идейно-художественном отно­ шении и обогащается новыми жанрами, о чем свидетельствуют успехи монгольского кино на международных фестивалях. Интенсивно и пло­ дотворно работают наши кинематографисты. Экранизирован известный роман «Прозрачный Тамир», принадлежащий перу Ч. Лодойдамбы. Три серии одноименного фильма уже вышли в свет. Творческой удачей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2