Сибирские огни, 1974, №11

читаются произведения Гомера, Диккенса, Баль з ак а , Пушкина, Дж . Лондона, Калидасы, Гёте, Л . Толстого, Р , Тагора, М. Горького, В. Маяковского. Наша литература развивается необособленно, поэтому творческое общение и сотрудничество с писателями других стран становится на­ сущной потребностью. Обмен опытом осуществляется в первую очередь через художественный перевод. Именно благодаря усилиям переводчи­ ков социалистических стран самобытное художественное творчество нашего народа становится достоянием многомиллионного читателя. В настоящее время значительно укрепилась материальная б а за монгольских издательств и расширилась сеть типографий. Сейчас в сто ­ лице и аймачных центрах работает более 30 типографий. Кроме 60 га ­ зет и журналов, ежегодно печатается 600 книг и брошюр тиражом в 4 миллиона экземпляров. Революция 1921 года, освободившая наш народ от социального и духовного гнета, сняла с культуры и искусства оковы мистики и рели­ гиозной символики, дала простор развитию национального искусства по новому пути. В древние времена монгольскими мастерами был создан весьма своеобразный и неповторимый национальный стиль живописи под на­ званием «монгол зураг» — стиль, отвечающий эстетическим потребно­ стям народа. Он существенно отличается от стилей китайской живопи­ си «гохуа, японский — «нихонго», корейский — «чосонхва» сдержан ­ ностью и четкостью красок, обилием орнаментальных мотивов. Выдающийся мастер национальной живописи Б. Шарав был одним из тех, кто попытался приемами традиционного стиля передать, выр а ­ зить новую жизнь. Он создал ряд оригинальных произведений на рево­ люционные темы, вошедших в золотой фонд изобразительного искусст­ ва МНР . Значительные достижения в области национальной живописи связаны с именами таких мастеров, как Д . Манибадар, У. Ядамсурен, Д . Дамдин-сурен, А. Сэнгзцохио и др. Художники, работающие в традициях «монгол зураг», успешно со ­ здают произведения почти во всех жанрах: от традиционных — ани­ малистического и пейзажного — до портретов и больших историко-ре­ волюционных картин. В первые два десятилетия народной власти в изобразительном ис­ кусстве МН Р можно наблюдать дальнейшее развитие традиционных форм народно-декоративного творчества, обогащенных новым сод ерж а ­ нием. В то ж е время художники выходят и на совершенно новый путь отражения революционной действительности, т. е. зарождает ся станко­ вая форма живописи, графики и т. д. Естественным этапом развития изобразительного искусства Мон­ голии был переход большинства художников к технике масляной жи во ­ писи. Здесь работают такие крупные художники, как О. Цэв эгж а в , Н. Цултэм, Л. Намхайцэрэн, Л. Гава , Г. Одон, работы которых свиде­ тельствуют об их стремлении передать внутренний мир людей, взаимо ­ отношения между ними. В 50-е и 60-е годы мастера кисти все чаще обращаются к темам, отражающим социалистические преобразования, происходящие в с тр а ­ не. Было организовано много выставок монгольского изобразительного искусства в социалистических странах, а т акже во Франции, Турции, Ан­ глии.. Особое внимание зарубежных зрителей привлекают своеобразие жанров и форм монгольского изобразительного искусства, яркость его цветовых гамм, а т а кж е мастерство ваяния, чеканки и резьбы, приемы обработки материала, наконец, красота форм национального орнамен­ та, который употребляется для украшения юрт, домашней утвари, одежды, музыкальных инструментов и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2