Сибирские огни, 1974, №10
— Так скучно же, говорят, здесь. Ни тебе ресторана, ни театра, ни концертного зала... — Скучно... — передразнил Кирилл — Тем, кто так говорит, на верно, и скучно. А я книжки люблю читать. Охотничаю. А если в театр там или на концерт, если телевизора мало, так у меня «Москвичок» есть. Посадил свою команду и — в город. — Он помолчал. — Конечно, иногда злишься... Вот хотел бы подстричься, а парикмахерской нет, приходится чуть ли не в район каждый раз ездить... Но со временем будет, наверно, и здесь служба быта на высоте, как говорится. И по том, не в этом, не в этом главное. Главное, я считаю, чтоб дело по душе было. Тогда и... Тут Смирнов был полностью согласен с Механиком: в том-то и соль, что когда есть занятие по душе, тогда и нигде не скучно. И стал рассказывать о своей работе, о лаборатории, о «свихнувшемся поезде», о том, что все последние годы для него, для Смирнова, в лаборатории этой — и ресторан, и театр, и концертный зал. Что по сути для чело века, ушедшего с головой в какое-то дело, не имеет абсолютно никакого значения, где он живет; что ему, например, Смирнову, даже, наверное, лучше было бы жить в деревне, так как здесь как-то неторопливо, ти хо, для мыслей хорошо. Механик внимательно слушал рассказ Смирнова о рельсах, о з а рождении трещин, о том, что добавка титана, оказывается, намного продлевает срок службы рельсов. Механик даже как-то разволновал* ся, у него даже голос стал глуше. — А я, знаете, над чем последнее время думаю? — доверительно сказал он. — Над тем... чтобы машину с природой помирить. Понимае те... — Он даже дотронулся до рукава смирновской куртки. — Машин здесь у нас становится больше и больше. Без них нельзя. Вы сами убе дились — как ее, картошку-то, вручную... Тоска! Значит — машины, машины, как можно больше машин! Но пока в любой машине, наверно, сколько пользы, столько и вреда. С одной стороны, трактор, комбайн — здорово! Сила какая! С другой стороны, они, собаки, почву, напри мер, разрушают, структуру; топчут землю почем зря, перемалывают, пыль из нее делают. Я читал... подсчитано, что за один только год они проходят по одному и тому же месту на полосе пятнадцать раз. Пред ставляете? Пятнадцать раз! А по„чва... она же как живая, она же, если хотите, дышит!.. И вот по ней, по живой — эти махины стальные... А по ней, по-доброму-то, босичком только и ходить, да и то — на цыпоч ках разве что, легохонько. Потому как она — живая! И вот я сейчас и ломаю голову... как бы такие машины сделать, чтоб... как на цыпоч ках... — Механик пристально посмотрел на Смирнова — не смеется ли тот? Правильно ли понял? И продолжал: — Может, и рано еще об этом... У нас вон еще и таких-то машин не хватает. Но когда они, тя желые слоны, тут тысячами забегают, тогда, я считаю, поздно будет. Сейчас уже надо... Конечно, ученые, вроде бы, должны над этим ду мать. Но опять же... если только ученые будут думать, так скоро ли придумают? Я так понимаю, что всем надо думать, всем миром, как в старину говаривали!.. — Именно — всем! Именно — всем миром! — соглашался Смир нов, а сам думал: «Черт возьми!.. Вот оно, время-то!.. Вот оно как вло милось, ворвалось и сюда, в эту богом забытую Антиповку!.. Ведь он ч'о видит в будущем, этот Кирилл? Он видит цветущие поля, леса, чи стые реки и вписанные во все это машины. Вписанные! Машины как од но целое с полями, лесами, реками — «безвредные машины». И Чело век — повелитель, регулировщик, посредник между Машиной и Приро дой. Не з этом ли выход для человечества? Не в этой ли великой гар монии!1.. Он, конечно, утопистом, мечтателем пока что выглядит, этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2