Сибирские огни, 1974, №10
рельсов, те же скорости, те же нагрузки; так же прогибаются под летя щими вагонными колесами рельсы и вдавливаются в земляную насыпь шпалы. Одним словом — железная дорога в миниатюре. И только сталь, из которой изготавливались рельсы, была неодно родной: на одном участке — обычная, рельсовая, на других — с различ ными добавками титана. По этим «пестрым» рельсам и кружил «свих нувшийся», как его прозвали студенты, поезд. А специальные датчики фиксировали деформации, изменения, происходящие в рельсах. Теперь уже Смирнов четко представлял себе, даже как бы видел, что происходит в толще рельсовой стали. А происходило там вот что. С течением времени между кристаллами появлялись микроскопические трещинки. Зарождались они возле неметаллических включений, так на зываемых сульфидов, которые неизбежно остаются в стали при ее вы плавке. От таких-то сульфидных «раковин» и начинали ползти эти тре щинки; потом они соединялись между собой, сливались, росли, превра щались в настоящую трещину, в макротрещину. И вот уже рельс готов разрушиться от усталости, как разрушается, например, проволока, если сгибать ее туда-сюда в одном и том же месте. Только в данном случае никто не изгибает рельсы нарочно, они сами волнообразно изгибаются под бегущими вагонами. Старение рельсов, быстрый выход их из строя — это настоящее бедствие, бич железных дорог. Оно и понятно. С прокатных станов на металлургических заводах непрерывным пото ком сходят новые рельсы, а их все равно не хватает; на некоторых участ ках дорог они давно превысили допустимый срок службы, а заменить их нечем. А значит — удлинить срок службы рельсов — вот задача из задач! Над ней-то и бился Смирнов все последние годы и нащупал, что называ ется, нерв проблемы, убедился, что в рельсах с добавками титана про цесс образования трещин идет медленнее, куда медленнее... «Это теперь и слепому видно, что медленнее..,— думал Смирнов, по- тир'Зя руки и глядя на выходящий из виража поезд. — Вот только уяс ню, какой же процент титана лучше всего добавлять в сталь, и тогда — «айн-цвай-драй»! Тогда проблему можно считать решенной, тогда вот она вам , новая марка рельсовой стали, вот она вам, громадная экономия государственных, так сказать, средств!.. Ну а мне... мне — степень канди- датишки а может, и докторишки, зарплатишка раза в три побольше, квартиришка, черт побери, в профессорском доме... Вот тогда ты и пове селеешь, моя Ирочка, не будешь подозревать меня в бездарности. А сей час подозреваешь, ох, чую — подозреваешь!.. И то сказать — пятый год торчу здесь с утра до вечера, жизнь-то всю забросил, а толку нет и нет. Все та же «клоака», все те же «копей ки». Так ты рассуждаешь, и ты права, тысячу раз права. Ибо ты — жен щина. Мне, например, плевать на все «материальное», мне бы только моя лаборатория, моя идея, мне бы только понимать металл, его нутро, его движение, все эти ферриты, ледебуриты, все эти удивительные шту ковины... А тебе... тебе что ледебурит, что аустенит, что Судзуки, что Отченашек — один черт. Тебе важна сумма прописью... И я тебя пони маю и нисколечко не осуждаю. Тебе ведь каждый день надо ломать го лову над тем, что бы такое приготовить и из чего приготовить, что надеть на себя (да и на меня) и из чего надеть. И о многом, многом тебе надо думать, в том числе и о том, что не пора ли нам с тобой завести «бэби»? А как его заведешь, если «клоака», если «копейки»?.. Да и некогда с этим бэби возиться...» Тут Смирнову вспомнился аспирант Логинов, толковый, быстро дви гавший в прошлом свою тему. Вот полгода как работа у Логинова замерла на одной точке, сам Логинов похудел, выглядел усталым, невы- спавшимся, на все обвинения в безделии у него один ответ: «А вы попро буйте завести ребенка, если нет ни тещи, ни бабки и жена работает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2