Сибирские огни, 1974, №10
хам и выглядит заимствованным из того не известного будущего, в которое, видимо, стремится героиня одного из стихотворений, декларируя свое желание таким образом: Этот плен не вечен жалкого уюта.. Все запутал вечер, все решило утро. Можно ль отогреться , ото всех ознобов? Ухожу по рельсам, по хребтам сугробов. В край уйду промозглый, в мир людей таежных, чтоб прекрасно мерзнуть у костров дорожных. Мотив знакомый. И веет от него не дей ствительной необходимостью удалиться, рас статься с «жалким уютом», а желанием ще гольнуть той легкостью, с которой героиня может «по рельсам, по хребтам сугробов в край уйти промозглый». Никуда она не уй дет. Это просто каприз, кокетничанье. В ка кой уже раз мы видим подобный броский путь «по хребтам сугробов»! Героиня как бы примеряет его перед зеркалом к своей судь бе, думая о том, насколько эффектно она будет выглядеть «прекрасно» (?!) мерзнущей у дорожных костров, которые должны раз вести для нее «таежные люди промозглого края». И если Ламбрианов пытается вы браться к читателю из лабиринта штампов с помощью своего опыта, если для него по нятие Родины связано с непосредственным делом ее защиты и охраны, то Сухаревская еще только ищет себя. Опыт ее не простира ется дальше ожидания любви, обещаний и сожалений — «но чуточку будет жаль, что я у тебя не целована». Здесь взгляд поэтес сы чаще всего витает около «зари», «луны», «волос»: «И заря свои волосы — золотую кудель — сквозь рассветные полосы принес ла на постель»; «Затопила подоконник, раз лилась волос река»; «Волос твоих лунную пряжу мне нравится в сумерках прясть»; «И надо мной, где плещется волос река, взойдет туманным месяцем твоя рука...» Любопытно, что в стихотворениях Л. Сухаревской лирическая героиня старает ся вести предзакатный и преддяевной образ жизни. Днем она не живет. Почему? Ответ напрашивается сам собой — время труда еще не стало главным временем героини. В этой области она никак не проявилась и ей нечего сказать. А потому в стихах тор жествует чувство оберегания своего «я», тот путь самосожаления и вселенского плача о себе, где вполне закономерны такие стро ки: Прилетел недобрый ветер из далекой стороны. Догорает на рассвете голубой костер луны. Догорает. Догораю. Пепла утренний туман осторожно собираю в свой березовый стакан. Не станем торопиться хвалить героиню за такое самосожжение, так сказать, с эле ментом самообслуживания. Предоставим ее спасти самой Л. Сухаревской. Первый сбор ник молодой поэтессы, несмотря на очевид ные слабости, все же позволяет думать, что поэтический «запас» автора не исчерпывает ся лишь тем, о чем она уже успела заявить. Главная ранимость — принятие сердцем не столько своих бед и радостей, сколько чу жих,— ждет Л. Сухаревскую впереди. Имен но такой, надо полагать, и станет ее главная дорога, к которой она сейчас идет... Первое же стихотворение, открывающее сборник Дениса Цветкова, поражает своей хаотичностью. Пытаясь оглянуться назад, автор обраща ет наше внимание на дорогие для его памя ти события и времена. Но делает это весь ма своеобразно — «затолкав» воспомина ния в рюкзак: Я ношу за спиной Боевую солдатскую юность, Запах утренних трав И далеких привалов огни. В рюкзаке у меня Буйных речек шумят перекаты... В том же рюкзаке, оказывается, еще есть — «приангарские дали», «ласковый ше пот тайги», «громовые раскаты» и даже «разбуженных лосей саженьи шаги». Зачем Цветков решил напомнить нам про «са женьи шаги», о которых уже давно и хоро шо сказал Маяковский? Видимо, автор хо тел более впечатляюще рассказать о себе, и поэтому воспользовался рюкзаком, предме том, довольно точно определяющим если не профессию, то путевую неуспокоенность его владельца. К счастью, на следующих страницах кни жки нас ждут более приятные открытия. Так, в стихотворении «Высоковольтка» ав тор обходится без ненужного поэзии анту ража и потому добивается большего успе ха в передаче своего взгляда и чувства: Она спешит мечте навстречу Вдали от сел и городов. Взвалив на рыцарские плечи Тысячепудье проводов. Спешит за долею хорошей Под смех девчонок и ребят... А ноги от тяжелой ноши На всю тайгу Гудят, гудят!.. Радуют и стихотворения «Прииск Мама», «Я восемнадцать лет здесь не был», «Кар та», «В сугробах снега», где «топографиче ские знаки сороки вышили крестом», а ка тер — «пес бездомный — и тот не плачет, а поет». Жаль только, что подобных стихов не так- то много. Очевидно, Цветков работает над стихами медленно, в книжке всего пятнад цать стихотворений, а поэт уже не молод... Не велика по своему объему, среди про чих книжек иркутского издания, и книжка Вячеслава Эпелыптейна «Непараллель- ность». Но он в более выгодном положении — его молодость позволит ему многое на верстать. А наверстывать надо — «непарал- лельность» его стихов пока еше оказывается очень параллельной той резвой дорожке, по которой лет пятнадцать тому назад «пробе гали» легкие мысли начинающих стихот ворцев, стремившихся в одном мгновении запечатлеть Землю и Космос. Вселенная так и не поддалась им, но сила инерции оказа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2