Сибирские огни, 1974, №10

А. Романов НОВАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ «БРИГАДА» Было время, когда издательства чуть ли не соревновались в количестве выпускаемых кассет первых поэтических сборников. Кас­ сетам придумывались разные названия, но объединяло их одно — «стартовость». Тог­ да, в условиях постоянного читательского внимания к любому новому поэтическому сборнику, было закономерно и большое чис­ ло «стартующих». Естественно, что далеко не все из .них находили в себе силы продол­ жить начатый путь. Одни, отдав основную энергию первому рывку, который, по сущест­ ву, был лишь обещанием будущих удач, сошли с дистанции сразу. Другие, поотстав, еще и сейчас пытаются догнать тех «счаст­ ливчиков», которые, в силу своей явной та­ лантливости, могли бы стартовать чуть поз­ же отдельными, более толстыми книжками, но только из-за всеобщего издательского увлечения выпуском кассет были поторопле­ ны влиться в их состав, укрепляя такие из­ дания и давая повод говорить и об их пользе для авторов и, вообще, для литера­ туры. Разумеется, приток ярких талантов не мог продолжаться бесконечно. И вот стали исчезать из издательских планов стартовые поэтические кассеты, Теперь они уже на­ столько редки, что можно только радовать­ ся постоянству Восточно-Сибирского книж­ ного издательства, выпустившего в 1973 го­ ду очередной из таких коллективных сбор­ ников, который называется «Бригадой». Авторы этого издания — люди, разные по возрасту, по профессиям и, следовательно, по тому жизненному опыту/который обна­ руживается в стихах каждой отдельной книжечки кассеты... Геннадий Ламбрианов назвал свой сбор­ ник «Мои заставы». Оа офицер. Темы я об­ разы его стихов связаны с пограничной службой; ей-то и посвящены лучшие строч­ ки стихотворца. Заметим сразу, что таких строчек в сборнике немного. Наиболее удач­ ным представляется стихотворение, давшее название сборнику. Правда, и в нем встре­ чаются проходные строчки и детали («ту­ ман окутывает дали», «кто-то вновь грозит штыками» и т. п.). В другом из наиболее зримых стихотворений — «Гуси-лебеди про­ летают» — также хорошие строки переме­ жаются весьма стереотипными. Трудно, на­ пример, понять, зачем автору понадобилось у «дозорной тропы» поставить именно осину, которая далеко не ново «догорает в лучах заката». Ведь сумел же Ламбрианов найти жизненно-достоверные слова — «спускается дождь в долину, и готовят плащи солдаты». Сумел заметить, что лишь сосен да «солдат­ ских погон зеленых не коснулась крылами осень». «Крылатая осень» тоже, конечно, не открытие. Но здесь ее приход на границу и ее бессилие коснуться зеленых погон гораз­ до точнее передает чувство времени и Роди­ ны, чем громогласные заверения другого стихотворения: Нам утверждать спокойствие земное В ночи, готовой вспыхнуть от ракет. Взорваться гулом яростного боя. Не трогают сердца и слова стихотворения «Трубят трубачи»: Надолго под грохот орудий сердитый Уходит царившая здесь тишина. Но наша ль вина, что война не забыта. Что мирным полям угрожает война. Испытанные штампы («грохот орудий сердитый», «царившая тишина», «мирные поля») делают стихи довольно эклектичны­ ми, состоящими из смеси литературной пей­ зажной элегичности и зарифмованной ло- зунговости. Порой поблескивают отдельные поэтические находки, но они кажутся слу­ чайными в том лабиринте штампов, из кото­ рого пока еще не вышел Геннадий Ламбри­ анов.... Любовь Сухаревская намного моложе Ламбряанова. Ей двадцать один год. Глав­ ная поэтическая дорога ее еще впереди,— так сказано в краткой биографической справке, и это — очевидно. И если учиты­ вать молодость и перспективы роста автора, то не может не показаться странным назва­ ние книжки — «Темный отзвук». Название это весьма абстрактно по отношению к сти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2