Сибирские огни, 1974, №10
И обратите внимание, какие обычные в жизни — и необычные для прежнего Солн цева! — вещи, понятия возникают в этом стихотворении: Журчит река, горит звезда, летит светла вода с весла... В реке времен валун янтарный — моя наука и судьба — смолистый домик, медный, старый, моя сосновая изба. Вокруг избы черны леса. Ночами — волчьи в них глаза. Солнцев возвращается к первооснове бы тия («На вырубки уйду. Там тихо»). За чем? Вспомните: «С природой одною он жизнью дышал...... Вот почему на месте по священия стоит: «Памяти Е. А. Баратын ского». Только не надо думать, будто Солн цев действительно бежит от кипучей совре менности, в которую он окунулся с таким удовольствием и с таким желанием всплыть на ее поверхность,— в природу, в тишину и покой, ищет умиротворения и слияния с природой. Нет, конечно. Возвращение к из- начальности у него связано с самоанализом и— если хотите — тоже с общей тенденци ей поэзии, уже тогда обозначившейся. Оно не станет для Солнцева генеральной темой, как для целого ряда поэтов в конце шести десятых и начале семидесятых годов. Даже сама книга «Необщая тетрадь» (1968), в которой было опубликовано цити ровавшееся стихотворение, не стала в этом смысле поворотной. Она и многотемна, и не ровна, и заметна в «ей неустойчивость ли рического характера и проистекающая от этого поэтическая чересполосица. Недаром же книга вызвала два взаимоисключаю щие друг друга отзыва в литературной пе чати. А полярности в оценках обычно встречаются или у людей несхожих вкусов, но целиком полагающихся на вкус, или когда один из рецензентов в оценке книги опирается только на лучшие стихи, а дру гой— на худшие и по ним делает вывод. Вряд ли сейчас есть смысл возвращаться к этим рецензиям, но думается все же, что они не прошли бесследно для Солнцева. Это видно хотя бы по тому, как он состав ляет следующие книги: «Вечные леса» (1969), «Та осень» (1970), «Малиновая ру баха» (1972). В «Вечных лесах» лирический характер раскрывается не путем накопления отдель ных штрихов, частностей, его освещают острые эмоциональные вспышки. Они осве щают суть, сердцевину характера, его дина мическую силу. Остальное накладывается почти незаметно. Неожиданный лирический сюжет стихот ворения «И сон мне приснился...» делает заявку на самостоятельность и личную нравственную ответственность человека за свои поступки. Идея его — оставаться са мим собой, то есть довериться естественно му развитию природных задатков,— соот ветствует общей концепции утверждения личности, характерной для поэзии шестиде сятых годов. Эта же идея, но уже более открыто, пуб лицистически заостренно, развивается в стихотворении «Мы все находчивы потом...» Оно высмеивает размахивание кулаками после драки, «ночной сарказм», и призыва ет «быть все-таки таким, каким быть все- таки прекрасно», призывает не сдерживать естественные порывы негодования, любви и немедленного действия, если ты убежден в своей правоте. Это и есть «самим собою быть во всем», уважать в себе человека. Еще одно стихотворение— «Мы тоже шепчемся по свету...». Это принципиальное неприятие равнодушия даже в мелочах бы та, не говоря уже о большем, отрицание уклончивой формулы «не в этом дело», по зволяющей закрывать глаза на многое во имя чего-то главного, но в ожидании этого главного можно ведь набрать центробеж ную силу инерции, которая не позволит и в трудный час преодолеть сделку с совестью. Такова жизненная позиция лирического героя — обдуманная, зрелая, несмотря на его беспокойный и неуравновешенный ха рактер. Слабость ее в том, что Солнцев не всегда находит серьезные обстоятельства, где бы могли раскрыться эти человеческие качества. Потому, видно, он вызывает на ринг соперника («Дайте соперника!..»), же лая утвердить себя непременно в единобор стве на людях, желая отличиться, «пойти ради счастья на грех». Он хочет, например, чтоб соперник «помешал» его любви. Вот тогда бы!.. Впрочем, к этому моменту стра сти уже утихают, стихотворение заканчи вается вполне идиллически, а «Дайте сопер ника!» повторяется скорее по инерции, чем по настроению. Роману Солнцеву не хватает остроты, принципиальности в выборе цели — все рав но для утверждения или отрицания, для воспевания или полемики. Он хорошо чув ствует время, его движение, его пафос (смотрите, например, стихотворение «Идти сквозь зимние леса...»), улавливает драма тические противоречия жизни на земле в широком, глобальном масштабе и проеци рует их на свою жизнь, но за лирическим «я» и образом земного шара, чреватого грозными катаклизмами, есть еще гигант ский комплекс духовной и материальной жизни, куда Солнцев мог бы вторгаться смелее. Для этого у поэта есть все дан ные— аналитический ум, развитое вообра жение, пластическое искусство. Когда он тянется в палатку геологов, в городскую квартиру, погружается в быт, хочет понять взаимоотношения молодой супружеской четы, он делает верные шага к материальному оснащению поэзии. Выше уже говорилось, что Солнцев попы тался обратиться к истокам, отойти от го родской цивилизации к природе. Но он поч ти ничего не сделал ни до, ни после этого, чтобы раскрепоститься в этом «адовом» го роде, освободить себя от условностей им же самим взятой на себя роли интеллекту ального раздражителя. От бушующего и грохочущего мира он хочет защитаться лю бовью, но это эфемерная защита. Впрочем, может быть, именно любовь является од ним из ферментов общественной активности лирического героя Солнцева. Что же касается обращения к истокам, к первозданное™, к природе, то здесь важно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2