Сибирские огни, 1974, №10
солнцу...», «И, «ак приемник в перенапря жены;, гудит, качаясь, ,на цветке пчела...» Однако поэт вовремя останавливает себя, понимая, что такие эффекты уводят поэзию в слишком специфическую Область, что зло употребление имя может вызвать действие, обратное желаемому. Бывает ведь — чувствуешь себя пробкой на пробуренной скважине — давленье тысячи атмосфер! Сейчас прорвется черный фонтан, плеснется в небо!.. Нельзя: эффектно, но щедрость не в этом. Нужно уметь по трубам, по строчкам, по проводам идти, доходить до людей... Думаю, что не только о творческом само чувствии и поведении, но и о структуре сти ха задумывался поэт, когда писал эти строки. В таком же плане, уже в ранних стихах, переосмысливается им абстрактная роман тика, юношеские мечты о далекой Ямайке, джунглях... «Но меняются с годами круто ценности земли в глазах моих»,— скажет он и в ближайшем окружении станет замечать Нечто значительное и интересное. То, что увидит в зале ожидания на станции Кошур- никово, не столько удивит его, сколько рас строит и выведет из привычного состояния активного действия. Поначалу. Ведь в этом «зале ожиданья» встречаются и в .нравст венном плане сталкиваются «два потока»: один — это полные энтузиазма молодые лю ди, едущие на стройки Сибири, чтобы ут вердить себя в жизни преодолением труд ностей, другие — те, кто не выдержал труд ностей, кто бежит из Сибири и ироническим смешком, насмешливым взглядом охлажда ет пыл встречного потока. Ситуация .непро стая, довольно острая и для поэта. Он иск ренне передает свое самочувствие («И стыд но... И зудят трусливо ноги, хоть и действи тельно проездом ты...»). Вот он каков — реальный быт сибирских станций начала шестидесятых годов, когда так много молодых людей сдвинулось с род ных мест в поисках, новой романтики, ро мантики грандиозных строек, покорения при роды, преображения вековой тайги! Роман Солнцев, колеся по Сибири — не в качестве туриста или гастролирующего литератора, а в поисковой партии или как корреспондент газеты, с тревожным письмом в кармане, сигналом об опасности! — .видел все это во очию, испытывал, как говорят, на своей шкуре. Не изменяя романтическим порывам мо лодости, поэт вносит в стихи о Сибири ноту, житейской трезвости, за которой угадыва ется опыт. Тебе захотелось белого снегу, на лыжах сорваться по смелому следу, чтоб плечи ломало ветром езды! И глухомани! И Жаркой избы! Поди, начиталась- книг о Сибири... Солнцев опровергает абстрактные пред ставления о Сибири, отрезвляя умы моло дых людей, выдвигая .взамен романтику, опи рающуюся на реальную жизнь, реальные де ла и возможности. И ветры займутся... Задуют метели... И будут теряться, как спички, недели... Не раз напугают тебя седые снега, слепые бельма Сибири... ■Но постепенно придет пора: черные стены вокруг костра, пород образцы мерцают у ног, И спит — головою в ручье — молоток. И все-таки тоска по неизвестному живет в Романе Солнцеве, постоянно будоражит его, сопротивляется напору обыденности... В первых книжках Солнцева так или ина че проявились почти все наиболее типичные для молодой поэзии тех я более ранних лет идейно-нравственные тенденции, в том чис ле и .нетерпеливое желание скорее прибли зить будущее — не в смысле его экономиче ского уклада, а именно как результат глу бокого социального и нравственного пре образования общества. Собственно, об этом была написана поэма Р. Рождественского «Письмо в XXX веж». Роман Солнцев в кни ге «Годовые кольца» (1965) опубликовал отрывок из поэмы «Я — .в будущем». И хоть отрывок невелик, он дает ясное представле ние о том, чем же более всего озабочен по эт в мыслях о будущем. Его забота о том, чтобы в будущем сообществе людей не было бы равнодушных, занятых только собою ме щан и обывателей. Все это прямо сопряга ется с актуальными стихами на эту же те му, которых тогда писалось много, в кото рых .резко проявился гражданский темпера мент поэзии 50—60-х годов. Из того, что было «запрограммировано» в Солнцеве как поэте и что оказалось в его первых книгах, первых стихах 10—15 лет назад, на магистральное направление вы шла нравственная проблематика. Она вы кристаллизовалась из сомнений и противо речий, из сомнений в себе, в своих .возмож ностях, в силе слова, и из противоречий жизни, с которыми поэт сталкивался повсе дневно. Интересно, что сомнениями своими поэт делится ®стихотворении, посвященном Андрею Вознесенскому* а сеятелем сомне ний .выступает «она» — очень близкий чело век, единомышленник, возможно, любимая, так как объединяет себя с лирическим ге роем местоимением «нас». Она говорит об усталости, о том, что все это «старо»: «И вечные поиски истины... И то, как лупили за глаза дураков, и то, как редко нас ела уко ризна». После этого сомнение зарождается и растет в душе лирического героя: «Права она? И мы все краснобаи?» Концовка стихотворения неоднозначна, она и о любви, и о. счастье, которое дает убеждение в правоте главного дела жизни, она выражает миг .растерянности перед но вым нравственным испытанием, которое предстоит человеку на трудном пути по знания. Ушла, ушла сквозь гудки машин. Иголочками по шару земному ступая... И никто ведь не слышит. что счастье ушло! И не бьют в набат Пожарные батальоны! И, как гуси спят — голову под крыло. Белые, сытые телефоны!.. Поиски нравственных критериев личности идут ,в эти годы у Солнцева по разным на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2