Сибирские огни, 1974, №10
говорит Роман.— Книга слабая!!! И я ее вы черкнул из своей жизни»). Суровый при говор книжке, вынесенный самим автором, в общем справедлив, но тем не менее поэти ческий темперамент Солнцева прорывался через косноязычие и хаотичность стиховой структуры, что позволяло уже тоща, в ран них опытах, ощутить дарование. Недаром Солнцева заметили и молодой еще Вознесен ский, и многоопытные Симонов и Наровча тов. Не только заметили, но и активно под держали, ободрили, облегчили его дебют. В дебютной стадии, как говорят шахмати сты, у Романа Солнцева не обошлось без некоторой доли эгоцентризма, как, впрочем, и у его ближайших предшественников, на чинавших несколькими годами раньше, в се редине пятидесятых (небо «как вогнутая линза, я — в фокусе...»). Но почти ни один из молодых поэтов тех лет не миновал темы преемственности поколений, продолжения революционных традиций! В момент пере ходности, нравственного перевооружения, борьбы партия с последствиями культа лич ности молодые поэты как бы подтверждали свою .верность знамени революции, ленин скому знамени. Сквозь романтические туманы выступают образы красных бойцов в стихах Солнцева: Они бессмертные. Я вижу их в долинах дальних, нежилых. Они прошли огни и выжили... Я сквозь туманы вижу их! Поэт не просто отдает дань героизму и мужеству бойцов революции, поколению от цов— он видит в них нравственную опору себе. В разные годы и в разных вариантах будет возникать эта тема в стихах Солнце ва, обогащаясь нравственно и поэтически. Обращаясь к революционному прошлому, по эт о т н е го ведет линию гражданского са мосознания и общественного долга - к со- в р е ме н ,нос т и. Диалектика связен й взаимозависимостей настоящего и прошлого, преемственность че ловеческих деяний на благо общества мно госложна, поэтическое осмысление ее сугубэ индивидуально, но такова была тенденция нравственного развития в 50—60 годы, на шедшая отражение в поэзий, и именно это представляет для нас интерес, давая пищу для размышлений и выводов о теснейшем сопряжении искусства с жизнью народа, в особенности на крутых перевалах истории. Возвращаясь к времени дебюта, мне хо чется обратить внимание на то, что Солн цев заявил себя большим выдумщиком, фан тазером. Воображение его, очень подвижное, динамическое и при этом несколько хаотич ное, порою обгоняло мысль, но истоки вооб ражения, отправные пункты, как правило, были в человеческом опыте, в личном опыте молодого поэта. Он сам не забывает позабо титься о том, чтобы установить эту связь. Скажут мне друзья: — Откуда темы этой фиолетовой поэмы? Я скажу: — Друзья мои, не спорьте! Я скажу: — Друзья, вы лучше вспомните... И напомнит детство, школу, «фиолетовые пальцы», «фиолетовые строки», «фиолетовые губы», скачущие «фиолетовые буквы».... Фи олетовый (символ!) цвет детства! Стало быть,— «Фиолетовая поэма», да еще из сю иты «Солнце, деленное »а семь». А в сюите — «голубая», «зеленая», «оранжевая» поэ мы... «Голубая. поэма», например, о любви. В ■ней голубой цвет навязывается, хотя жиз ненные реалии — тоже из опыта. Но — вот она, игра воображения! — «Что делать мне, девочка Лиза? Кому я могу пожаловаться, что больно мне? Лиза! Линза! Ты—линза! Ты в фокус, как солнце, воспоминания сво дишь. Ты жжешь меня...» Спустя много времени не станем упре кать тогдашнего Солнцева за несамостоя тельность в этой игре. Что поделаешь, обая ние большого таланта в молодости бывает так велико, что преодолеть его прямое влия ние удается не сразу. Но стоит Солнцеву по надеяться на себя, поверить себе, как в строчках начинает проглядывать поэтиче ская индивидуальность. В «Зеленой поэме» парень валяется на траве, ест клубнику, мнет ее спиной и боками, а потом встает — «,в алых пятнах вкривь и вкось — как простреленный насквозь». А вот паренек везет воз сена на быках, сидит на возке: Вокруг него, томя жужжанием, слепни планетами вились! А он, как центр мироздания, сидел, поплевывая вниз... И снова не свое, репродуцированное: Оранжевое, оранжевое проносится, ошарашивая! Гитары гудят, оранжевые... Кострища горят, оранжевые... Да простится мне невольный каламбур, но «оранжеровка» под Вознесенского в то время все-таки мешала Солнцеву закрепить и развить элементы оригинального поэтиче ского письма. Но, по крайней мере, в живо писной детали, ,в метафорике молодой поэт проявлялся свежо и независимо («Там бро дит в тельняшке окунь, там лещ, как закат из окон...» Если сравнение леща с закатом можно счесть вольным, необязательным, то окунь «в тельняшке» —метафора остроум ная и точная). Правда, стремление сказать эффектно, не похоже на других ведет порою и к искусст венности. «Как рогатки мальчишек, оттяну лись тени в кустах...» Принудительность этого сравнения лишает стихи поэтической атмос феры. Но эффектность отнюдь не всегда уби вает поэзию. Вот эти строки, например: «И мысль, древнее, чем сама соха, обходит кри во .все гектары мозга»,— прекрасно вписы ваются в контекст стихотворения. Наконец, вполне естественные для Солн- цава-физика ассоциации из сферы науки и техники. ...Пусть интегралов змеи на копнах диссертаций спят под солнцем, пусть синевою отливают бомбы, повисшие в конструкциях машин. Или еще строки: «А снег, а о»ег—как блеск электросварки! Приваривают землю к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2