Сибирские огни, 1974, №10
гам увлекаться, может быть, и наносит не который ущерб серьезным замыслам, но, ви димо, не так просто угомониться этому цы ганистому, как сам он себя аттестует, поэту. Жадный интерес к жизни вознаграждает ся тем, что Солнцев не знает творческих па уз. Он пишет стихи, поэмы, прозу. И, кстати, прозаические вещи поэта обнаруживают иные стороны его дарования, умение живо писать быт, детали и подробности, которые ускользают из сферы внимания в лирике. Но «а этот раз мы не о прозе — о стихах. В пору дебюта Солнцева со знамени мо лодой поэзии взывали максималистские ло зунги: «Будем .великими» (Е. Евтушенко). «Кто мы — фишки или великие? Гениаль ность в крови планеты» (А. Вознесенский). Нравственный максимализм формировал жизненную позицию, линию поведения, и мо лодой, полный желания завоевать себе ме сто на эстраде, Солнцев тем не менее со всею искренностью допрашивает себя: Так ли живу, как надо? Так ли верю, люблю? Те ли упреки, награды Сердцем открытым ловлю? Где-то внутри, видимо, уже тогда точил червячок сомнения, что самоутверждение не имеет конкретной задачи, что иногда оно не что иное, как просто дерзкий мальчишеский вызов: «Мы все — бунтари! Круши алтари! Кулаки светятся, как янтари». И Стенька Разин, как «рыжий» Гоген у Вознесенско го, стал воплощением бунтарства. Разумеется, «бунтовской» мотив у Солн цева не носил никакой политической окра ски. «Мещан и ханжей терпеть не могу, ши пящих, как лимонад, в стакане»,—скажет он несколькими строками ниже. Знамени тый атаман — вряд ли подходящий символ в сегодняшней борьбе с мещанами и ханжа ми. Другое .время. Солнцев скоро поймег это. А вот вопросы с оттенком сомнения в той или иной форме задавали себе поэты всех поколений, это была не мода — потребность переходного времени. Исповедальность, об наженная искренность, нравственная само проверка — таковы характерные особенно сти лирики конца пятидесятых — начала ше стидесятых годов. Немолодой, переживший войну, полосу высокого официального при знания и славы, а затем время безжалостной переоценки прошлого, Александр Яшин пы тал себя: «Что я за человек? Счастлив ли я? Не могу об этом не думать». И до конца жизни он буквально истязал себя страстью «исповедаться, выговориться до дна». Естественно, что у молодых поэтов испо ведальность не носила такой суровой рет роспективной самооценки и оттенка жерт венности, как у Яшина («Выговориться до чиста—что на костер шагнуть»), их жиз ненный опыт был еще невелик, и при всей искренности признаний, сомнений, вопросов, которыми полнились их стихи, молодых по этов гораздо больше влекла жажда дейст вия. Немедленного действия. Отсюда, навер ное, это нетерпеливое желание скорее по взрослеть, достичь человеческой зрелости, ощутить себя полноправными хозяевами и творцами жизни. Обратите внимание, как забегает вперед Солнцев: «Мы, седея, сле дили из космоса за мерцаньем ночных горо дов...» И, конечно же, эти города, и дворцы, и «деревья невиданные» .возведены и взра щены теми, от имени кого выступает моло дой поэт, кого он представляет. Еще раньше, в самом начале шестидеся тых, чуть ли не в самых первых внятно про звучавших строчках Роман Солнцев писал: «И ушли мы в поиски». Все это сопровож далось солидной дозой риторики: «Легко со мневаться в добром, лишь .верить се бе одному. Труднее сдружиться с дол гом и верным быть ему!» Но даже в этих довольно неуклюжих строчках, прочи танных в контексте стихотворения, есть си ла убеждения, ибо .в .конце концов веришь в искренность поэта, когда он говорит: Наш век суматошен и труден, и веку нужны не слова... Жуем мы и корки буден. и пряники торжества. Роман Солнцев примирил одну из харак терных антиномий шестидесятых годов — он примирил в себе физика и лирика. Естест венно, что когда-то кто-то должен был взять верх в этом сложном единстве, прак тически такой симбиоз долго существовать не может. И тут, вопреки прогнозам, выска зывавшимся в стихах же, победу одержал лирик. Как физик, Солнцев едет после окончания Казанского университета в Красноярск. Но «спокойная» жизнь физика не может запол нить его дни, даже при активном тогда уже увлечении поэзией. И Солнцев бросился в геологические экспедиции, в школу, в ко мандировки от газет... Он хочет разнообра зия. Он осваивает Сибирь нр по учебникам и справочникам, а воочию. «Не был только на мысе Дежнева», — как-то с сожалением признавался он. Сейчас, возможно, побывал и там. Во всяком случае за это время он ус пел попасть в автомобильную катастрофу, полежать в больнице, слетать на китайскую границу... Словом, то, что прежде элегантно называлось охотой к перемене мест, что сам Солнцев называет цыганщиной,— на самом деле есть страсть к познанию жизни во всех ее проявлениях. У Солнцева очень много друзей. Он умеет располагать к себе людей совершенно несхо жих, обладая необычайной коммуникабель ностью и человеческим обаянием. Ему легко е людьми так же, как и людям легко с ним. Он поэт по натуре, но в нем нет ничего «по этического» в быту, тут он может сойти и за физика (что естественно!), и за геолога (что тоже естественно!), и за строителя, ры бака, охотника, золотоискателя и искателя приключений... Но поговорите с ним пять минут, и вы поймете: перед вами поэт. Солн цев никогда не выставляет себя на вид в этой ипостаси, но с юности блюдет пиэтет к профессии и званию поэта. В его ранних стихах поэты все время стоят в ряду физи ков, математиков, строителей — то есть в ряду людей тех профессий, которые откры вают и созидают. Солнцев рано издал свою первую книжку — в 1961 году, когда ему было 22 года. («Я был студентом и очень хотел издаться,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2