Сибирские огни, 1974, №10
КРИТИКА ИБИБЛИОГРАФИЯ Ал. Михайлов ЖИЗНЬ-ПОЛЕ ДЛЯ БОЙЦА В начале шестидесятых годов появилось это имя на страницах нашей периодики — Роман Солнцев. Еще была пора громких де бютов, еще Политехнический штурмовали толпы любителей поэзии я эстраду сотряса ли страстные публицистические строки. Ды ханье молодости оживило поэзию. И на этой волне энтузиазма и всеобщего увлече ния поэзией, среди многих других, мелькну ло имя, которое уже в самом себе, казалось, содержало громкую заявку. А за ним — стихи, угловатые, порою косноязычные, «о полные молодой отваги, жизнелюбия, стра сти... Вначале они поражали самоуверенной си лой, ассоциативным иапором и неумением организовать метафорический хаос. Они ско рее раздражали, чем воодушевляли, но, раздражая, будили любопытство: за этими стихами угадывалось огромное желание вы разить себя необычно, дерзко, ярко. Вспоминается Евтушенко: «И голосом ло мавшимся моим ломавшееся время закрича ло...» Ломка человеческого сознания .на очень ответственном этапе общественного развития вызвала к жизни эстрадный жанр, и она же обнажила долго до этого сдержи вавшуюся страсть к самовыражению и са моутверждению личности. Человек восстал против .роли винтика в державном механиз ме, которая ему 'Отводилась прежде, осоз навая личную ответственность за себя, за судьбы мира и человечества. Все это необычайно возвысило человека нравственно, духовно, стимулировало рост гражданского самосознания. А а поэзии —• выплеснулось «а эстраду, на газетные поло сы. Ведь поэзия — мобильный род литера туры, живо и непосредственно отражающий перемены л атмосфере общественного бытия. Роман Солнцев появился иа поэтической арене именно в этот благоприятный для не го момент всеобщего интереса к литератур ным дебютам. В конце пятидесятых и нача ле шестидесятых годов появлялись свои эст радные кумиры чуть ли не во всех городах, областях и республиках страны. И когда в Казани возник Солнцев, когда, поданный с характерным для тех лет сенсационным привкусом, этот молодой физик (а он окон чил физико-математический факультет Ка занского университета) ринулся на поиски жар-птицы в Сибирь и оттуда, «молниями телеграмм», стал рассылать стихи в перио дические издания,— то поначалу казалось, что вот еще одна летучая звезда промельк нет по небосклону поэзии, на мгновенье оза рит нас холодным блеском и... исчезнет в подшивках газет и журналов. Так «е случилось. Многие звезды действи тельно закатились, многие кумиры тех лет прочно забыты. Звезда Романа Солнцева удержалась на поэтическом небосклоне. То, что в стихах Солнцева поначалу раздража ло, но будило любопытство и интерес, по степенно преображалось в некую эстетиче скую особенность, манеру, почерк. Не все, отнюдь не все в этой манере привлекатель но и эстетически убедительно, но достаточно хотя бы немного пообщаться с Романом Солнцевым, хотя бы немного узнать его, что бы понять, что характер его письма, ассоци ативность стиха, метафорика идут от нату ры поэта, от его темперамента, что они ор ганичны для него. Охота к перемене мест, страсть к бродяж ничеству, способность мгновенно зажигать ся новыми идеями и столь же мгновенно, очертя голову, пускаться в самые рискован ные путешествия — в крови у этого молодо го еще человека. Он постоянно в движении, постоянно обуреваем какими-то новыми иде ями и замыслами, не только, конечно, лите ратурными, творческими, но и житейскими, общественными, научными, социальными. Разнообразие интересов, способность мио-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2