Сибирские огни, 1974, №10

КРИТИКА ИБИБЛИОГРАФИЯ Ал. Михайлов ЖИЗНЬ-ПОЛЕ ДЛЯ БОЙЦА В начале шестидесятых годов появилось это имя на страницах нашей периодики — Роман Солнцев. Еще была пора громких де­ бютов, еще Политехнический штурмовали толпы любителей поэзии я эстраду сотряса­ ли страстные публицистические строки. Ды­ ханье молодости оживило поэзию. И на этой волне энтузиазма и всеобщего увлече­ ния поэзией, среди многих других, мелькну­ ло имя, которое уже в самом себе, казалось, содержало громкую заявку. А за ним — стихи, угловатые, порою косноязычные, «о полные молодой отваги, жизнелюбия, стра­ сти... Вначале они поражали самоуверенной си­ лой, ассоциативным иапором и неумением организовать метафорический хаос. Они ско­ рее раздражали, чем воодушевляли, но, раздражая, будили любопытство: за этими стихами угадывалось огромное желание вы­ разить себя необычно, дерзко, ярко. Вспоминается Евтушенко: «И голосом ло­ мавшимся моим ломавшееся время закрича­ ло...» Ломка человеческого сознания .на очень ответственном этапе общественного развития вызвала к жизни эстрадный жанр, и она же обнажила долго до этого сдержи­ вавшуюся страсть к самовыражению и са­ моутверждению личности. Человек восстал против .роли винтика в державном механиз­ ме, которая ему 'Отводилась прежде, осоз­ навая личную ответственность за себя, за судьбы мира и человечества. Все это необычайно возвысило человека нравственно, духовно, стимулировало рост гражданского самосознания. А а поэзии —• выплеснулось «а эстраду, на газетные поло­ сы. Ведь поэзия — мобильный род литера­ туры, живо и непосредственно отражающий перемены л атмосфере общественного бытия. Роман Солнцев появился иа поэтической арене именно в этот благоприятный для не­ го момент всеобщего интереса к литератур­ ным дебютам. В конце пятидесятых и нача­ ле шестидесятых годов появлялись свои эст­ радные кумиры чуть ли не во всех городах, областях и республиках страны. И когда в Казани возник Солнцев, когда, поданный с характерным для тех лет сенсационным привкусом, этот молодой физик (а он окон­ чил физико-математический факультет Ка­ занского университета) ринулся на поиски жар-птицы в Сибирь и оттуда, «молниями телеграмм», стал рассылать стихи в перио­ дические издания,— то поначалу казалось, что вот еще одна летучая звезда промельк­ нет по небосклону поэзии, на мгновенье оза­ рит нас холодным блеском и... исчезнет в подшивках газет и журналов. Так «е случилось. Многие звезды действи­ тельно закатились, многие кумиры тех лет прочно забыты. Звезда Романа Солнцева удержалась на поэтическом небосклоне. То, что в стихах Солнцева поначалу раздража­ ло, но будило любопытство и интерес, по­ степенно преображалось в некую эстетиче­ скую особенность, манеру, почерк. Не все, отнюдь не все в этой манере привлекатель­ но и эстетически убедительно, но достаточно хотя бы немного пообщаться с Романом Солнцевым, хотя бы немного узнать его, что­ бы понять, что характер его письма, ассоци­ ативность стиха, метафорика идут от нату­ ры поэта, от его темперамента, что они ор­ ганичны для него. Охота к перемене мест, страсть к бродяж­ ничеству, способность мгновенно зажигать­ ся новыми идеями и столь же мгновенно, очертя голову, пускаться в самые рискован­ ные путешествия — в крови у этого молодо­ го еще человека. Он постоянно в движении, постоянно обуреваем какими-то новыми иде­ ями и замыслами, не только, конечно, лите­ ратурными, творческими, но и житейскими, общественными, научными, социальными. Разнообразие интересов, способность мио-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2