Сибирские огни, 1974, №10

узнала, Рерих и Елена Ивановна. Как жи­ вые они перед глазами... Потом знакоми­ лись. Дедушка спрашивал, кто прислал? «Нам сказали, что у вас всегда путешест­ венников принимают»,— отвечал Рерих. В нашем доме на втором этаже они жили. В комнате Рериха было очень много всяких банок, лежали большие свертки бумаги, очень много книг было. Мы когда с сестрой Таней и подружками заходили, он нам кни7 ги раскладывал, с рисунками, с картинка­ ми. Рассказывал. И всегда Рерих меня носил на руках, ко­ гда спускался вниз по лестнице, потому что я была маленькая, толстенькая и часто па­ дала. Он мне руки мыл под умывальником, похожим на чайник. Говорил: «Руки надо вымыть, грязные руки». Сколько они жили у нас, я всегда была с ними. «Марина Карпеевна! — говорили Елена Ивановна и Рерих моей маме,— отдайте нам Олю в дети!» Когда дедушка ходок запрягал или ког­ да верхом собирались ехать, мы с Таней прибежим, на лошади просим покататься. Рерих меня садил в седло, брал за повод и водил лошадь по двору. А потом они с де­ дом уезжали в горы. По утрам Елена Ива­ новна мне всегда косу заплетала, ленточки вплетала. Один раз, помню, надела на ме­ ня белое платье с цветочками, с бантиком впереди, сама она сшила. Потом пошли по­ казываться маме. Мама у нас была больная, рука у нее па­ рализованная. Дедушка почти все сам де­ лал, готовил, печку русскую топил. Когда они жили, помогали деду готовить. Такие были люди, всегда помогали. Все спраши­ вали, как ухватом чугуны ставить, а как это называется — клюка, угли загребать, а это — сковородник. Раз Юра взял ухват, начал чугун в печь ставить и навалил, весь суп на пол вылил. За голову схватился. А дедушка смеялся только. Это сильно я за­ помнила. А как уезжали они,— не помню. Только запомнилось, что собачка ихняя ос­ талась и целое лето жила у нас. А потом что-то случилось, она пропала. Дедушка так жалел... Среди записей Рериха о встречах в Верх­ нем Уймоне есть следующая: «Приходит заезжая художница... И ходит художница и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, разные балки и коньки крыш, точно последний список ве­ щей перед дальним путем»18. Удалось выяснить, что здесь речь идет о художнице Наталии Николаевне Нагор- ской19, которая ряд лег провела в Уймон- ской округе и стала родной и близкой ее жителям. Наталия Нагорская собирала для Новосибирского краеведческого музея пред­ меты крестьянского прикладного искусства. Она зарисовывала все богатство народных изделий, которые здесь устояли перед влия­ нием времени и являли собой богатую картину крестьянского быта русской стари­ ны. Писала акварели— деревенских деву­ шек в бухтарминских нарядах, срисовывала самотканые живописные опояски и вожжи, копировала вышивки, списывала украшения изб и предметов быта. О своей встрече с Рерихом она рассказы­ вала так: — Я жила в Нижнем Уймоне, у Желез- нова. На улице слышу разговор: «Сын по­ вез медвежатину американцам, может, ку­ пят...». Я спросила: «Где «американцы»? Что за «американцы»?» — «Они в Верх-Уй- моне»,— говорят. Мне интересно было по­ смотреть на них. Пошла к знакомой женщине, попросила коня. Я была платком повязана, в сарафане, как все в деревне, на плече сумка. Поехала в Верх-Уймон. Во дворе возле столба привязала лошадь. Поднима­ юсь по деревянной лестнице на второй этаж. В сенях стоит деревянный резной ди­ ван. Стучусь. «Кто там?» — слышится голос. «Здесь какие-то «американцы», я хотела посмотреть». Выходит мужчина с седой бородой, в верблюжьем свитере. «Не американцы, а путешественники. Я Рерих». «Рерих! Боже мой! Я люблю ваши карти­ ны: «Строят город», «Заморские гости», «За морями земли великие...» — Я сложила ру­ ки на груди, голову наклонила.— Ваши картины воспитали у меня чувство любви к родине, к истории русского народа. Вы вернулись на родину?». «Я не покидал родины. Я путешествую». Встреча было недолгой. Рерих был болен или устал после дороги, извинился. Вышли две женщины, может быть, Елена Иванов­ на. Я показала им рисунки из своего аль­ бома. Во всех воспоминаниях старожилы Уй- мона называли Лаптева, что частенько бы­ вал у Рерихов. Федор Петрович Лаптев20 в двадцатые годы жил в Верхнем Уймоне, был агентом «Заготпушяины», молодым, активным, лю­ бознательным. Когда разговор коснулся Ре­ рихов, глаза его засветились сердечностью: — Николай Константинович посоветовал мне учиться. Несколько раз повторял: «На­ до учиться, учиться!». Но я был молод, не придал значения... Я был примерно одного возраста с Юрой и с ним больше и чаще общался. Однажды я больше узнал о Рерихе. За­ шел в дом, никого не было, кроме Елены Ивановны. Мы долго беседовали. Она рас­ сказала, что Николай Константинович из­ вестный художник, что у него много учени­ ков. Я тогда думал, что это она так только рассказала.... В его комнате все стены были увешаны этюдами, набросками, картинами. С мольбертом он не расставался, очень много работал. ...Много в Уймонской долине людей, встречавшихся с Рерихами. Для всех встре­ ча с семьей художника была значительным событием жизни. Атамановы, Лаптевы. Черновы — все помнят Рериха. Проводили они всем миром путешественника за околи­ цу, по большаку направился он в крупные города, откуда по железной дороге соби­ рался проехать к великому озеру Байкалу, в широкие степи Монголии. Проводили уй-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2