Сибирские огни, 1974, №10

стые или простые, на головах шляпки с по­ лями. Елена Ивановна с женщинами часто об­ щалась, много говорила с ними. Любила очень маленькую Олю, дочку моего брата Прокопия, года четыре ей было. В доме Вахрамея она жила. На колени ее брала. Пока у нас жили, все с ней игралась, на руках таскала. Красивая была девочка, полненькая, спокойная. Просила очень от­ дать ей девочку, удочерить. Елена Иванов­ на много писала. Над Юрием, слышал, шу­ тила, мол, он ленивый, дневника писать не хочет. Спрашивал меня Рерих, какие есть шко­ лы, сколько их, сколько детей учится. Кол­ лективизации тогда еще не было. Показал я ему дом инвалидов в Верхнем Уймоне, двенадцать человек там было, • в старой школе жили. Он им денег дал, много, шесть коров тогда купить на них можно было. Старики шибко обрадовались. Пришел один мужик в дом к ним, не знал, как благода­ рить, стал на губной гармошке играть. Лаптев, Федор Петрович, часто к ним за ­ ходил. И с теткой Агашевной14, художни­ цей, много разговаривали. О верх-уймонской художнице, тетке Ага- шевне, или бабушке Агашевне, вспоминают и сегодня в окрестных селах не меньше, чем о Вахрамее,' ее родном брате. Ее до­ мик, стоявший недалеко от горы возле ре­ ки, очень украшал село. Домик был «круг­ лый»15, под розовой крышей, крытый желе­ зом. Снаружи и внутри был окрашен снеж­ но-белой краской с узорами цветов и трав, изображениями птичек и зверей. На окош­ к а х— изящная резьба. В одной комнате пол был покрашен под рисунок цветных до­ рожек, в другой — имитировал затейливый персидский ковер. Все украшалось с не­ удержимой фантазией. Домик ее был буквально сказочным, при­ влекал взоры взрослых и детей. Никто не проходил мимо, чтобы не посмотреть. Краску бабушка Агашевна готовила са­ ма, варила олифу, что-то смешивала. С ху­ дожником Гуркиным была хорошо знакома. Ее приглашали расписывать избы и в Усть- Коксу, и в Мульту, и в Нижний Уймон. Од­ нажды за такую работу подарили коня. И не только дома расписывала. И люль­ ки детские, и деревянную посуду, квашни, кубышки, бочонки, прялки — то в «горо­ шек», то цветами и травами. И мебель то­ же покрывалась узорами, цветами, птица­ ми. Весь дом превращался в чудо-терем из русской сказки. Все удивлялись, как она умеет так чудно «красить». И птички, и звери были с «ха­ рактером», то горделивые, то нахохлившие­ ся. А «рисовала» птичек любопытно — ма­ кала в краску ладонь, ребром прикладыва­ ла к стене и— птичка готова. Загнутый мизинец образовывал головку с клювом. А узор в «горошек» наносила пальцем. Имела и кисточки, и краску в горшочках, как ста­ ринные живописцы. Краска ее была очень стойкой. Еще теперь, спустя три четверти века, ее творения радуют глаз. Росписи ее можно увидеть в Барнауле, в Музее изо­ бразительных и прикладных искусств, в альбоме по народному искусству Алтая16. Бабушка Агашевна и «книги писала». Давали ей реставрировать старинные руко­ писные тома. И письма писала всей дерев­ не. Наденет очки в черной раме, наклонит­ ся над бумагой и начнет выводить само­ дельным гусиным пером ровные, аккурат­ ные строчки. Чернила делала сама, из бере­ зовой чаги. А написанные строчки посыпала золой — вместо промокашки. В верхнем краю листа мудрила заставку, то узорчато­ травяную, то затейливую с фигурами. Бук­ вицы обязательно были большие, в старо­ славянском стиле. Под именем тетки Елены бабушка Ага­ шевна сразу узнается в дневниковой записи Рериха: «А вот и Вахрамеева сестра, тетка Еле­ на. И лекарь, и травчатый живописец, и письменная искусница. Тоже знает травки и цветки. Распишет охрой, баканом и сури­ ком любые наличники. На дверях и на скрынях наведет всякие травные узоры. По­ садит птичек цветистых и желтого грозного леву-хранителя. И не обойдется без нее ни одно важное письмо на деревне. «А кому пишешь-то, сыну? Дай-ко скажу, как пи­ сать». И течет длинное жалостливое и сер­ дечное стихотворное послание. Такая искус­ ница!»17. Продолжая свои воспоминания, Василий Атаманов рассказывал о последншс днях пребывания Рерихов в Верхнем Уймоне: — Ожидали они приезда Пономарева, исследователя. Списались с ним, в то время в Казахстане он был. Тоже на Белуху хо­ тел идти. Условились встретиться здесь. Но отъезд их выпал раньше, чем думали. Око­ ло месяца собирались здесь жить. Все же очень хотели с Пономаревым увидеться. Помню, Рерих мне говорил: «Так и не дож­ демся, так и не встретимся». Мне пакет с письмом для Пономарева дал. Потом он приезжал, погостил у нас пару дней и уехал в Москву. Отца моего, Вахрамея, уп­ рашивали Рерихи с ними поехать попуте­ шествовать, природу им помочь изучать, другие страны повидать. Не согласился отец, в семье остался. Упаковались они и уехали. До Бийска провожал их отец. Потом уже из газет узнали, какие это были вид­ ные люди. По сообщениям и снимкам выхо­ дило тоже, что в Новосибирске шибко хо­ рошо их принимали и провожали. Вахра- мей им письма писал. И они ему. Травы разные, лекарства в посылках им посылал. Говорил нам: «Надо послать, надо по­ слать!..». Среди рассказов о Рерихе очень любо­ пытны воспоминания той маленькой девоч­ ки Оли, которую Елена Ивановна хотела удочерить. Теперь Ольга Прокопьевна жи­ вет в Бийске. — Помню очень хорошо, как будто не так давно это было,— говорит Ольга Про­ копьевна.— Мы играли во дворе. Видим, дедушка наш, Вахрамей, отворяет ворота. Мы побежали поомотреть. Въезжает ходок, две лошадки запряжены. В ходке молодой светло-русый парень — Юрий, как аотом 12. Сибирские огни № 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2