Сибирские огни, 1974, №10
леченностью сельского лекаря походил на того легендарного Пантелея Целителя, ко торого Николай Константинович не раз изображал на своих картинах. Возможно, в нем сочетались чуткость сердца и широта ума, так ценимые в народе художником. Любопытно и то, что своей внешностью, согласно описаниям,— средним ростом, крепко сложенной фигурой, спокойным ли цом с высоким лбом и чуть по-восточному выделявшимися скулами, небольшой седой бородкой, Вахрамей мог быть похожим на Рериха. И были они, как дв^ брата — му жик и интеллигент, оба любившие красоту и находившие радость в работе на пользу людям, оба стремившиеся к широким поз наниям. У Вдвоем они часто беседовали обо всем, что было значительно и жизненно: о проб лемах современного хозяйствования, о необ ходимости кооперации и сельскохозяйствен ных машин, о полезных ископаемых в горах, о народных легендах. Эти непринужденные беседы запечатлелись в дневнике Николая Константиновича. «И считает Вахрамей число подвод с сельскими машинами. После индустриальных толков Вахрамей начинает мурлыкать напевно какой-то сказ. Разбираю: «А прими ты меня, пустыня ти шайшая. А как же мне принять тебя, нет у меня, пустыни, палат и дворцов...» Знакомо. Сказ про Иосафа. Знаешь ли, Вахрамей, о ком поешь, ведь поешь про Будду. Ведь Бодисатва — переделано в Иосафа. Так влился Будда в кержацкое сознан из, а пашня довела до машины, до коопера ции...»7 В воспоминаниях уймонцев порой труд но отделить правду от вымысла, действи тельные события от широко распростра ненных легенд, имевших хождение среди староверов-кержаков Популярно, напри мер, в Верхнем Уймоне слово «Беловодье» И Агафья, и родственники ее, и Огневы-со- седи, и другие сельчане знают легенду о «дальнем месте в ropix, где жизнь счаст ливая», которое ьахолится где-то на юге, то ли в Тибете, то ли в Гималаях Легенда бытовала в уймонских краях с тех дальних времен, когда смелые переселенцы искали в горах богатые и плодородные места для селений. С тех пор легенда о Беловодье5 срослась с этими местами настолько, что и сам этот край до сих пор называют Бе ловодьем, где в Аккеме-реке вода молочно- белая, где Катунь пенит белые волны, где сияют вечные снега белых белков Белухи Рассказывая о больших путешествиях Рерихов, Агафья Зубакина подчеркивает: — Они и на Беловодье были' Три дня там гуляли. Идешь, с одной стороны—горы, с другой—болота. Никто не может доехать. Туман покрывает, только петухи слышны. А им раскрылось. Фотографии показывали оттуда... Василисе скатерть подарили, ко му-то рубаху оттуда. Скатерть белая, вы шитая черными цветами. Шаль белую, вя заную. Из Беловодья все Мне платье свое сама дарила, шарф, полушалок, чулок три пары. Чулки крепкие, шелковые. Я верхом ездила, не рвались. Флакон духов подари ла. Сама сказала: «Только положи в сун дук, вся одежда пахнуть будет, тебе надол го хватит». Мужики спрашивали, чего они на Бело водье не остались, раз они там были? А сам ответил, что и другие страны повидать надо, и много что сделать. Здесь они камушки собирали. Сама гово рила: «Если Урал богат, то Сибирь еще бо гаче». И мужики им камни носили. Они возьмут, определят, спросят, с какого мес та взято, запишут. После по этим местам ходили, проверяли. «Правильный народ,— говорили,— не соврали». Коробка у них в избе стояла, с деньга ми. Придут люди, камни принесут, или опо яски кто продает, из коробки берут, платят. Просто так открыто стояла... Мне батюшка сказал: «Смотри, не запнись!» Я того ящи ка боялась, стороной обходила. Опояски самотканые, узорчатые, со сло вами, шибко им нравились, много покупа ли. Сама выпросила меня одеться в бух- тарминскую8 одежду, по-девичьи шаль, са рафан цветастый — чтоб сфотографиро вать. Меня одну и с батюшкой, отовсюду — и спереди, и сбоку — раз пятнадцать фо тографировали. Юра снимал, говорил: «Бу дешь у нас по стенке бегагь»ш. ...Зашла в избу Фекла Семеновна11, седая старушка, сестра Вахрамея Атаманова. Прислушивается добавляет задумчиво: — Высоко в горы ездили. Не простой он человек был, особый. Наперед все знал. Помню, по горам ехали, долина внизу, ря дом с Уйменом. Он и говорит: «На этом месте село будет» Да где село будет? Ни чего тут нет. А вот потом селиться там ста ли, село выросло — Тихонькое. Когда му жики гуляли, песни пели, пьянствовали, хо дят по селу, падают,— они к себе уходи ли, окна закрывали. Сам говорил: «Нет в вас крепости!» А соседка, Капитолина Ипатьевна Чер нова, жившая рядом с Атамановыми, тоже помнит Рерихов особенно Елену Иванов ну, которая с ней не раз говорила. Напо минает она. что после из Индии, Рерих прислал в Уймон журнал, не по-русски бы ло написано где фотография была Вахра мея с Рерихом как они по горам ходили. Не сохранился журнал... — Мне толку зет рассказывать,— гово рит Агафья,— Серапион, что живет в Ти хоньком, лучше помнит. Он сродни Вахра- мею.... Село Тихонькое расположено рядом у Верхним Уймоном, километрах в четырех. Оно действительно «тихонькое» — немного изб, широко разбросанных, кольцом окру жили их горы. Тишина. В большом бревенчатом доме Серапиона Семеновича Атаманова 12 приятно пахнет воском. За окном — разноцветные ульи. Взяв на колени маленькую внучку с опух шим от пчелиного укуса носиком и нежно поглаживая ее белую головку своей боль шой ладонью, он не торопится сразу рас сказывать. Его облик живо напоминает образы северных богатырей из картин Пав ла Корина. Сидит он прямо, не сутулясь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2